Топ-100 Казахстанцы предпочитают «отовариваться» в небольших магазинах
  • 20 апреля, 04:30
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Казахстанцы предпочитают «отовариваться» в небольших магазинах

Фото: npr.org

Покупательский спрос мигрирует от крупных ритейлеров к малым торговым точкам. По итогам первого квартала 2016 года доходы малых предприятий торговли выросли в два раза, а крупных и средних – упали на 4%.

Рентабельность продаж в малом секторе за год упала, но остается выше, чем в крупном сегменте, считают аналитики исследовательской службы Finprom.
Отпущенный в свободное плавание тенге вернул покупателей на внутренний рынок и подстегнул доходы предприятий торговли. За январь-март 2016 года совокупный доход крупных, средних и малых торговых предприятий составил 3,1 трлн тенге, что на 39% больше уровня выручки в отрасли за первый квартал 2015 года.
Напомним, что с конца 2014 года по первую половину 2015 года национальный ритейл-рынок испытывал давление сильного тенге по сравнению с валютами приграничных стран, вследствие чего покупательский спрос фактически сместился в сторону более дешевых российских товаров. Наиболее сильно тогда пострадали малые предприятия, чья квартальная выручка в начале 2015 года опустилась до рекордного минимума в 842 млрд тенге.
В текущем году ситуация заметно улучшилась. За первые три месяца года малые торговые предприятия зафиксировали резкий рост доходов, которые составили почти 2 трлн тенге. Доходы крупных и средних компаний отрасли за год не изменились и составили 1,3 трлн тенге.
Непосредственно совокупная выручка от торговли показывала сокращение на протяжении четырех лет, когда с пика в 2,6 трлн тенге в январе-марте 2011 года она постепенно снижалась и достигла минимума в 2,1 трлн тенге по итогам первого квартала 2015 года. В этом году доходы от основной деятельности торговых предприятий выросли до 2,8 трлн тенге.
Сокращение выручки от продаж, пусть и небольшое, крупные ритейлеры пытаются нивелировать с помощью поступлений от финансирования, помощи учредителей и прочей непрофильной деятельности. Доля таких доходов в крупном секторе выросла с 7% до 10%, сумма за год выросла до 129 млрд тенге с 93 млрд тенге.
Малые предприятия, хотя и увеличили сумму непрофильной выручки в 4,3 раза с 27 млрд тенге до 116 млрд тенге, но их доля в общей сумме доходов составляет всего 7%.
Однако рост доходов, которому определенную поддержку оказала девальвация, сопровождается также увеличением расходной части бюджетов в ритейл-секторе. При уровне доходов в 3,1 трлн тенге расходы за январь-март 2016 год составили 3 трлн тенге. За год сумма затрат крупных, средних и малых предприятий увеличилась также на 39%.
Особенно резко выросли расходы малых торговых предприятий. За год их сумма выросла более чем в два раза, с 813 млрд тенге до 1,7 трлн тенге. Затраты крупных и средних ритейлеров, понесенные за январь-март 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4%, до 1,3 трлн тенге.
В результате рентабельность продаж в малом секторе отрасли торговли за первый квартал 2016 года составила всего 3% против 4% годом ранее. Эффективность продаж крупных и средних предприятий выросла до 2% с 1% за год.
 
Total.kz
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×