Топ-100 Минэнерго придумало, как снизить тарифы на электроэнергию в РК
  • 23 апреля, 20:53
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 444,32
  • 473,33
  • 4,76

Минэнерго придумало, как снизить тарифы на электроэнергию в РК

Сегодня в мажилисе парламента РК обсуждался законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики». Основная цель законопроекта – упорядочить рынок передачи электроэнергии в Казахстане, укрупнить энергопередающие компании и снизить стоимость электроэнергии для конечных потребителей, передает корреспондент Total.kz.

Министр энергетики РК Канат Бозумбаев напомнил, что основной задачей данного законопроекта является укрупнение региональных энергосетей и компаний. В ходе прошедших процессов приватизации в энергетической отрасли, энергопередающие организации создавались путем передачи электрических сетей от одного собственника к другому, их дробление, передача и приобретение у промышленных предприятий, в том числе, дополнительный рост энергопередающих организаций произошел после отмены в 2012 году лицензирования на услуги по передаче электрической энергии. Только за период с 2012 по 2017 год число энергопередающих организаций стало больше на 34. 

«В настоящее время собственность электрической сети сложилась следующим образом:
Первое. Национальная электрическая сеть. Электрические сети с напряжением от 320 киловольт и выше, собственником которых сегодня является АО «КЕГОК».
Второе. Электрические сети регионального уровня. Находящиеся в частной собственности региональных электросетевых компаний.
Третье. Электрические сети средней, небольшой протяженности, также находящиеся в частной собственности энергопередающих организаций, являющихся субъектами естественных монополий.
Четвертое. Электрические сети местных исполнительных органов.
Пятое. Бесхозные электрические сети.
В процессе разработки законопроекта нами выделены две группы, по которым выработаны механизмы решения проблемных вопросов.
Первая группа. Энергопередающие организации средней и небольшой протяженности.
Вторая. Бесхозяйные электрические сети», – отрапортовал министр.

По вопросу укрупнения энергопередающих организаций. Проблемы ряда регионов состоят в большом количестве энергопередающих организаций, следующих друг за другом в одной цепочке. К таким регионам отнесены город Алматы – 9 энергопередающих организаций, Карагандинская область – 42 энергопередающие организации, Акмолинская область – 10, Актюбинская область – 8, ВКО – 13, Костанайская область – 13 и Мангистауская область – 17 энергопередающих организаций.

«Как вы видите, из 16 регионов данная проблема затрагивает семь. При этом наиболее остро она обозначена в Карагандинской области. Цепочка достигает пяти звеньев, начиная с сетей АО «КЕГОК» и переходя во все эти региональные электросетевые компании и далее еще три звена, прежде чем электрическая энергия будет доставлена до потребителя. Проблематика, в конечном итоге, сказывается на конечных потребителях в виде снижения качества электроснабжения, имеющих место перебоев в электроснабжении, дополнительных затрат на услуги по передаче электрической энергии и, как следствие, высоких тарифов для потребителей. Решение данного вопроса нами предложено в проекте закона по двум направлениям», – рассказал Бозумбаев.

Первое направление. Это передача электрических сетей, находящихся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственных юридических лиц в доверительное управление или безвозмездное пользование энергопередающих организаций, непосредственно к сетям, к которым они подключены.

Второе. Создание механизмов для обеспечения процессов укрупнения энергопередающих организаций частной формы собственности между собой.

«По первому направлению сегодня у нас есть 27 предприятий, представленных в форме коммунальных государственных предприятий, республиканских государственных предприятий. В основном они находятся в ведении МИО и осуществляют услуги по передаче электрической энергии. Зачастую данные предприятия не обладают ни квалифицированными кадрами, ни необходимым оборудованием для должного обслуживания сетей, а ряд из них дотируются из местных бюджетов. Законопроектом предлагается передать такие сети под управления региональных энергокомпаний. В результате реализации нормы планируется, что к 2019 году число энергопередающих организаций сократится на 27 единиц – со 160 сегодня», – делится планами министр.

По второму направлению в проект закона внесены механизмы, предусматривающие право собственников, оказывающих услугу по передаче электрической энергии, осуществить реализацию продажи, передачу на безвозмездной основе или в доверительное управление свои электрические сети, энергопередающие организации непосредственно к сетям, к которым они подключены. Внесены изменения в законодательство «О естественных монополиях», так как в действующем законодательстве субъекту естественных монополий запрещается передавать принадлежащее имущество, используемое в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг, запрещается передавать в доверительное управление, в имущественный найм, включая лизинг. Кроме того, сегодня предусмотрена обязанность по отчуждению имущества только на торгах в форме тендера. В связи с этим по вышеназванным ограничениям в проекте закона вводится исключение для беспрепятственной передачи электрических сетей собственникам, изъявившим желание реализовать или продать, передать в доверительное управление или передать на безвозмездной основе свои электрические сети с целью укрупнения.

Деятельность по передаче электрической энергии затрагивает вопросы безопасности как населения, так и работников энергопередающих организаций (ЭПО). Поэтому вводятся квалификационные требования на уровне закона, что должно стимулировать укрупнение путем присоединения компаний, не соответствующих этим требованиям, к компаниям, им отвечающим. Ввод данных требований предусмотрен поэтапно и предполагает обязательное наличие у энергопередающих организаций следующих требований: первое – это диспетчерское технологическое управление не позднее 1 января 2018 года, второе – это наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, осуществляющим эксплуатацию технически обслуженных электросетей, оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодежды, инструментами и приспособлениями, это вводится не позднее 1 января 2020 года. Следующее – наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг не позднее 1 января 2020 года. Наконец, наличие автоматизированной системы коммерческого учета, систем телекоммуникации, обеспечивающих их унификацию системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании. Это требование не позднее 1 января 2022 года.
Такие требования к энергопередающим организациям поддержаны НПП «Атамекен», одобрены на 32 заседании межведомственной комиссии по вопросу регулирования предпринимательской деятельности в стране. На сегодня 19 региональных электросетевых компаний соответствуют этим предлагаемым требованиям. По имеющимся данным по мелким и средним энергопередающим организациям соответствуют только 14 организаций. То есть из 113 ЭПО 99 не будут соответствовать этим требованиям.

Вопрос ликвидации бесхозных сетей (БС). В ряде регионов существуют так называемые бесхозные сети, которые никем не обслуживаются или как попало обслуживаются, и это ставит под угрозу электроснабжение потребителей, подключенных к данным сетям. По последним данным МИО, протяженность таких сетей достигает 2110 километров и имеется 631 бесхозная траснформаторная подстанция. В случае, если не произойдет передача таких сетей в ведение ЭПО в ближайшем будущем, данные сети могут стать источниками аварий – одной из причин снижения качества электроснабжения, а также возникновения несчастных случаев. Проблема данных сетей не решается достаточно давно. Казалось бы, ее решение сводится к простой передаче таких сетей в ведение РЭКов, но, к сожалению, действующим законодательством такой механизм не предусмотрен.
С одной стороны, РЭКи заинтересованы в принятии таких сетей к себе на баланс ввиду того, что зачастую их обслуживание все равно ложится на плечи РЭКов. Акимы работают над тем, чтобы они их обслуживали. Но с другой стороны в РЭКах отсутствуют средства для покрытия расходов по уплате возникающих налоговых платежей при принятии на баланс бесхозных сетей.

В этой связи проектом закона предусмотрен механизм передачи электрических сетей, признанных бесхозными, путем внесения соответствующих изменений в Закон «О государственном имуществе». Второе – это освобождение энергопередающих организаций от уплаты корпоративного подоходного налога на имущество, возникшего при приеме бесхозных электрических сетей путем дополнения в Налоговый кодекс. Данная позиция поддержана соответствующим решением республиканской бюджетной комиссии.
Передача бесхозных электрических сетей в ведение энергопередающей организации, имеющей квалифицированных специалистов и соответствующее материально-техническое оснащение, повысит надежность электроснабжения потребителей и решит вопрос ликвидации бесхозных сетей.

Законопроектом предлагаются поправки в КоАП, направленных на существенное снижение рисков возникновения технологических нарушений. В ходе обсуждения законопроекта на рабочих группах депутатами предложен ряд новых поправок. На заключение правительства направлена часть из обсуждаемых поправок, в которых обозначены такие важные вопросы, как упрощение оформления идентификационных документов на земельные участки, занятые линиями электропередачи, наделением МИО компетенцией по возможности субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения ОСП, введение ответственности за несоответствие энергопередающих компаний установленным квалификационным требованиям, а также продажа или приобретение электрической энергии за пределы Казахстана. Реализация вышеуказанных механизмов проекта закона должна способствовать стимулированию электропередающих организаций к укрупнению, что в итоге должно привести к следующим результатам: сокращению количества энергопроизводящих организаций, повышение надежности энергоснабжения, а также передача бесхозных электрических сетей.

«Законопроектом предусматриваются квалификационные требования к деятельности энергопередающих организаций. В случае, если организации не будут соответствовать квалификационным требованиям и не пожелают передавать сети или объединяться с другими энергопередающими организациями, какие будут меры предприняты, какие будут последствия для этих организаций(…)? Не станет ли внедрение квалификационных требований дополнительным административным барьером для развития предпринимательства в этой отрасли?», – поинтересовался депутат мажилиса парламента РК Иван Клименко.

На что Канат Бозумбаев ответил, что проектом закона действительно не предусмотрена прямая ответветственность за несоответствие требованиям для передающих организаций. 

«Но этим проектом мы создаем условия для укрупнения энергопередающих организаций. Госэнергонадзор будет осуществлять надзор за этими всеми процессами. Если будут выявлены явные отклонения или несоответствия данному закону энергопередающей организации, то будут в соответствии с административным кодексом налагаться соответствующие санкции, соответствующие штрафы. Второе, в рамках обсуждения в рабочей группе с депутатами, на рабочих совещаниях с участием спикера мажилиса Нурлана Зайруллаевича было предложено внести в закон «О естественных монополиях» пересмотр тарифа для таких организаций, которые не выполняют требования закона «О электроэнергетики», в сторону понижения. То есть снятия любых норм прибыли и затрат на развитие бизнеса. Таким образом это будет, скажем, экономическое стимулирование, понуждения, будем говорить так, бизнеса, чтобы они укрупнялись или выполняли требования закона», – раскрыл карты министр.

Председатель правления Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов отметил, что данная норма квалификационных требований не является административным барьером, более того, в ходе обсуждения предлагался ряд вариантов чтобы, наоборот, вернуться к жесткому лицензированию.

«Мы с ассоциациями обсудили, госорганы нас тоже поддержали, решили все-таки, что квалификационные требования – это более мягкий вариант. Тем не менее, учитывая, что это связано с безопасностью, огромным количеством обслуживающих население малых, средних предприятий, такие элементарные квалификационные требования должны быть. Практика показывает, что по Карагандинской области и Акмолинской области больше всего жалоб. Для примера, в Акмолинской области огромное количество каскадных подключений привело к тому, что 5,77 – тариф на энергопередачу. В Степногорске подшипниковый завод пожаловался – а он является градообразующим предприятием в моногороде, – что практически до 18 тенге увеличилась себестоимость из-за стоимости электроэнергии. Он основную продукцию на экспорт отправляет и сегодня испытывает проблему с конкурентоспособностью. К нам очень много обращений, что это надо упорядочить. Поэтому мы считаем, что такие требования приведут к тому, что мы приведем к регулированию этот рынок», – уверен Аблай Мырзахметов.

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×