Сатпаев: Казахстан не должен надеяться на военную поддержку извне Эксклюзив
Не стоит слишком рассчитывать и на ОДКБ, в которую входит наша страна, считает политолог
Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев посчитал странным заявление министра обороны РК Серика Ахметова о том, что «ни одно государство для Казахстана не является потенциальным противником». Текущая геополитическая ситуация, по мнению Сатпаева, говорит об обратном. Ни одно государство сейчас не может чувствовать себя в полной безопасности, сообщил он корреспонденту Total.kz в эксклюзивном интервью.
- Скажите, почему сейчас нельзя говорить о полной безопасности?
- У всех есть внутренние угрозы, которые необходимо нейтрализовывать до того момента, пока они не привели к внутреннему взрыву. А есть и внешние угрозы, и не только военного, но и экономического плана. Есть угрозы информационные – чрезмерное доминирование иностранных СМИ в Казахстане, что тоже является большим риском. В словах министра был и такой тезис, что на международном уровне должна главенствовать некая правовая база – договоренности, которые должны снизить вероятность военных конфликтов. Но опять же, как показывает практика последнего десятилетия, многие крупные игроки спокойно нарушали и игнорировали резолюции Совета безопасности, не смотрели на реакцию ООН.
- Вы сейчас говорите о западных странах?
- Такую политику проводили США, и сейчас проводит Россия. Сильные игроки, исходя из своей конъюнктуры, могут временно забыть о тех или иных международных соглашениях, либо подвести свои действия под какие-то собственные интересы. Поэтому рассчитывать на то, что безопасность Казахстана обеспечивает какая-то правовая система – как-то наивно.
- Какой выход есть у Казахстана на случай, грубо говоря, военного нападения?
- Казахстан должен иметь боеспособную, сильную и профессиональную армию, которая могла бы выполнять многофункциональные задачи. В количественном соотношении мы не можем конкурировать с Россией или Китаем. Но дело не в количестве, а в качестве. Пример тому – Израиль, находящийся в окружении более крупных стран, с которыми регулярно возникают споры.
Рассуждая о внешней миролюбивой политике Казахстана, можно вспомнить пословицу «хочешь мира – готовься к войне», и сейчас она стала особенно актуальной. Наше Министерство обороны должно серьезно подходить к изменениям геополитической ситуации.
- Говоря об отсутствии противников, Ахметов дал понять, что, в случае возникновения военного конфликта, государство будет стремиться использовать коалиционные возможности и потенциал коллективных систем. Речь идет об Организации Договора о коллективной безопасности. Может ли она в действительности оказать реальную помощь в случае необходимости?
- Понятно, что Казахстан не сможет долго противостоять крупному сопернику, который гипотетически может решиться на агрессию в отношении РК. К тому же, ОДКБ, которая является одной из самых старейших региональных организаций, ни разу не показала свою эффективность. Она делает много разных заявлений, но она не проявила себя в плане военной безопасности. Узбекистан, когда приостанавливал свое участие в ОДКБ, а он делал это дважды, каждый раз заявлял, что не уверен в том, что организация может быть выгодна ему с точки зрения военной безопасности. Пытаться надеяться на ОДКБ и при этом не заниматься реформами в собственной военной системе, мне кажется, тоже ошибочно. Здесь нет места альтруизму. Тут можно вспомнить другую пословицу – «не хотите кормить свою армию – придется кормить чужую».
- Ближайшие крупные державы, граничащие с Казахстаном – это Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Могут ли они представлять какаю-то опасность для казахстанцев?
- Ни России, ни Китаю не выгодно иметь на своих границах зону боевых действий. Война несет больше минусов, чем плюсов и чревата экономическими издержками. И в среднесрочной перспективе агрессия со стороны вышеназванных двух государств невозможна. Как показывает мировая практика, проще купить, чем завоевать. Особенно, когда коррупция становится не исключением, а правилом. Тут стоит вспомнить, что в Казахстане прогремел ряд негативных скандалов, связанных с военными, которые в целом отрицательно влияют на боеспособность наших вооруженных сил. Если говорить о наших среднеазиатских соседях, тоже бывших союзных республиках, то самым заметным среди них является Узбекистан с довольно подготовленной армией. Но Россия и Китай постараются не допустить, чтобы он угрожал Казахстану.
- Если исключить эти две страны, возможна ли агрессия со стороны других?
- Сейчас есть только она держава, которая может наносить удары практически по всем регионам мира, либо сама, либо с участием союзников – это США. Если исходить из этого, то наша республика, вероятно, может стать мишенью. Это возможно, если Северо-Атлантический альянс увидит в Казахстане какую-то угрозу для себя. Но тут есть серьезный сдерживающий фактор – это присутствие западных наднациональных нефтегазовых компаний, которые уже вложили здесь немало денег. Война на нашей территории очень не выгодна Западу. Казахстан – та самая священная корова, которую лучше не трогать. И потом, ведь должны быть поводы для агрессии. А их, к счастью, пока нет.
- Благодарю за интересную беседу.
Азамат Галеев