Топ-100 Национализм и радикализм процветают в среде молодежи Казахстана
  • 18 апреля, 19:15
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 448,89
  • 477,93
  • 4,76

Национализм и радикализм процветают в среде молодежи Казахстана

Фото: http://os.colta.ru/

Молодежь Казахстана все больше склоняется к национализму и радикальной религии, считают эксперты. По мнению аналитиков, молодые казахстанцы доверяют неформальным лидерам, а государство никак не влияет на их убеждения.

В Алматы аналитическая группа «КИПР» провела экспертное обсуждение на тему «Формирование этнической, религиозной и гражданской идентичности казахстанской молодежи в контексте задач модернизации страны». В ходе конференции экспертами была озвучена реальная опасность радикализации молодежи в Казахстане.

Основой экспертного обсуждения стало крупное социологическое исследование Ассоциации социологов и политологов (АСиП), выявившее высокий уровень конфликтогенного потенциала в молодежной среде, основанного на этнической и религиозной почве. Главными спикерами встречи являлись д.ф.н., председатель правления АСиП Бахытжамал Бектурганова и к.п.н., руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) в Алматы Мадина Нургалиева. На конференции присутствовали представители экспертного сообщества, которые принимали активное участие в дискуссии.

В последнее десятилетие в стране наблюдается распространение этнорелигиозных идентификаций в среде казахстанской молодежи – такой вердикт вынесли эксперты. По их словам, казахстанское общество столкнулось с проблемой, когда эти тенденции могут обернуться угрозой утраты общенациональной и культурной идентичности. Аналитики полагают, что уже сейчас необходимо принимать решение для устранения перекосов в сфере воспитания, предотвращать маргинализацию и радикализацию подрастающего поколения.

По словам Бахытжамал Бектургановой, на сегодня основу самоопределения региональной молодежи составляет этническая идентификация – отождествление себя со своими корнями.

«С одной стороны, это закономерное явление вполне в духе нашей истории. С другой – говорит о том, что возрождение этноказахской идентичности идет быстрее, чем формирование национальной идентичности на общегражданской основе. Тем самым проявляются признаки усиления этноказахского национализма, отдельные из них корреспондируются с проявлениями радикал-национализма. Из 84% казахоязычных казахов у 53% замечается тренд слияния этнической и гражданской идентификации. А ислам стал восприниматься как этнокультурный маркер. Среди казахской молодежи религиозная идентификация характерна не только для верующих. По данным молодежного опроса, почти каждый казах от 15 до 30 лет, даже не будучи верующим, причисляет себя к исламу как к религии предков», – отметила эксперт.

Согласно данным исследования, уровень религиозности молодежи в регионах страны составляет 71%. Однако для большинства религия все же носит поверхностный характер, а для активно верующих воплощается в основном в обрядах.

«До 2004 года, по данным АСиП, связь двух главных этнических молодежных общин была более тесной, чем сейчас. Казахи – в исламе, русские – в православном христианстве, но, по итогам текущего исследования, регистрируется рост удельного веса новообращенных. В среднем каждый третий-четвертый верующий в составе региональной молодежи имеет членство в религиозных объединениях, при этом каждый шестой-седьмой – члены нетрадиционных религиозных объединений. Ввиду того, что следует учитывать показатели отказавшихся прямо заявлять о принадлежности к своей вере, я подозреваю, что статистика более высокая. Одним из выводов исследования является обнаружение новых «эрзац-идеологий», которые дробят и без того географически социально раздробленную структуру региональной молодежи», – отметила эксперт.

Также Бахытжамал Бектурганова подчеркнула, что вовремя не были приняты меры управления группами риска и что процесс уже идет самостийно, дистанцированно от государства, набирая силу инерции, а политизация этничности опережает создание политической нации. Одним из основных источников проблемы является идеологическая и религиозная экспансия в образовательную и общественную сферу Казахстана со стороны стран, имеющих традиции и систему исламского образования. Эти структуры зачастую направляют политизацию этничности во внесистемное русло в форме религиозного экстремизма и терроризма.

«Мы как исследователи всерьез обеспокоены этим фактом. Попробуйте задать себе вопрос: а что в таком случае будет завтра?» – подытожила председатель правления АСиП Б. Бектурганова. 

В свою очередь, руководитель представительства КИСИ в Алматы Мадина Нургалиева вывела портреты неформальных лидеров молодежи. В их число входят известные имамы, проповедники, певцы, депутаты и даже действующие высокопоставленные чиновники. Особенно их влияние сильно на западе страны, таковы выводы исследования. Риски безопасности заключаются в росте числа радикально настроенных верующих из молодежной среды. И одна из характеристик таких лидеров, по словам эксперта, – критически высокий уровень религиозности. Мадина Нургалиева, как и ее коллега, обеспокоена подобным фактом.

«Это может угрожать изменением конституционного строя, отходом от светского государства к религиозному. Наиболее проблемная локация – запад республики, Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Западно-Казахстанская области», – пояснила эксперт. 

Факторы, по мнению эксперта, способствующие росту этнорелигиозных идентификаций молодежи, легко перечислить, но трудно искоренить. Это безработица, маргинализация сельских трудовых мигрантов в городах, низкий уровень образования, подверженность религиозной пропаганде, избыточность деструктивной информации в интернете и соцсетях, бесконтрольность пользования подростками интернет-сети и др. Также руководитель представительства КИСИ предложила рекомендации по устранению уже имеющихся и еще только появляющихся проблем. Здесь необходимо усиление работы государства в религиозной сфере посредством совместной деятельности с общественными объединениями, НПО, через интернет и социальные сети. Также необходимо повышение качества работы департаментов и отделов по делам религии, Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), муфтиятов, имамов; привлечение экспертов, теологов к работе общественных и неправительственных организаций, занимающихся духовно-религиозным просвещением, а также повышение религиозной грамотности молодежи через образование.

А вот политолог Марат Шибутов в корне не согласился с выводами и заявлениями авторов исследования: «Не надо драматизировать, такое явление наблюдается во всех малых городах и селах, хоть в США, Великобритании или Франции. Вы ведь не брали в расчет Алматы и Астану, надо понимать, что была озвучена точка зрения бедной и малообразованной части нашей молодежи. Я считаю, что нет никакой опасности радикализации, молодежь является самой социально пассивной частью общества и постоянно меняет свое мнение по мере взросления», – резюмировал политолог.

ИА Total.kz 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×