Топ-100 Выгоден ли бизнесу Таможенный кодекс ЕАЭС?
  • 20 апреля, 05:21
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Выгоден ли бизнесу Таможенный кодекс ЕАЭС?

Фото: www.aravot.am

Вопрос в том, как скоро начнут действовать механизмы, призванные облегчить жизнь предпринимателей стран евразийской пятерки. Предполагается, что с начала будущего года начнет действовать Таможенный кодекс ЕАЭС. В проект кодекса включены положения 22 проектов международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Значит ли это, что новый наднациональный кодекс решит все существующие ныне таможенные проблемы на пространстве ЕАЭС – таким вопросом задались участники экспертного клуба «Мир Евразии».

Грядущее подписание Таможенного кодекса ЕАЭС, как отметил политолог Эдуард Полетаев, знаменует важный и в то же время проблематичный с точки зрения длительности согласовательных процедур этап становления интеграционного объединения. Участникам внешнеэкономической деятельности документ должен существенно облегчить жизнь.

«Одним из самых главных преимуществ нового Таможенного кодекса называют принцип единого окна. Среди других важных плюсов нового документа – автоматизированная система подачи деклараций. В крайнем случае, если вдруг она не заработает, имеется возможность применения бумажных деклараций, как и раньше», – пояснил политолог.

Кроме того, новый документ провозглашает принципы большей открытости для бизнеса. Сегодня из-за серьезных различий в таможенном законодательстве стран-участниц ЕАЭС предприниматели несут большие риски, а иногда и прямые убытки. Нередки случаи, когда на границе одной страны задерживают грузы, предназначенные для потребителей другого государства. В случае перевозок продуктов питания подобные истории на таможне заканчиваются весьма плачевно для бизнесменов, да и задержка непортящихся товаров влечет за собой выплату неустойки конечным получателям.

«Отмечу также, что происходит определенная борьба национального с межгосударственным. Не секрет, что много поправок в проект Таможенного кодекса внес именно Казахстан. В рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) довольно долго идет дискуссия по поводу того, как в конечном итоге будет выглядеть документ. Его часто называют революционным, хотя с точки зрения опыта работы Таможенного союза мы уже давно и очевидно испытываем результаты от интеграции. И главная проблематика мне видится в том, насколько возможности кодекса ЕАЭС реальны и полезны для бизнеса, как казахстанского, так и других стран союза, насколько он будет адекватным в сложившейся экономической ситуации», – задал тон дискуссии Эдуард Полетаев.

К слову, проект кодекса подготовлен рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства и направлен в страны-члены ЕАЭС для внутригосударственного согласования. По его итогам получено около 1500 поправок и замечаний. До подписания Таможенного кодекса ЕАЭС должны быть выработаны решения, полезные в целом для союза и каждой из стран. А это, как показала практика, дело весьма непростое…

«Следует вспомнить, что в июле 2010 года, когда уже действовал Таможенный союз, вступил в силу разработанный до этого Таможенный кодекс ТС, – заметил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Однако этому предшествовали некоторые разногласия между Россией и Беларусью по экспортным пошлинам на нефть и нефтепродукты. В связи с этим Минск проявил определенные колебания относительно ратификации Таможенного кодекса. А Москва, в свою очередь, выразила готовность к дальнейшему функционированию союза без участия Минска. В конечном итоге Таможенный кодекс ТС ратифицировали все страны-участницы. Но в целом данная ситуация четко показала, как политические моменты могут влиять на развитие экономического взаимодействия. На мой взгляд, функционерам ЕЭК следовало бы проанализировать действие Таможенного кодекса ТС с момента его принятия, выявив все плюсы и минусы, и использовать результаты данного анализа в процессе работы над Таможенным кодексом ЕАЭС. Возможно, такая работа и была проведена. Однако ее результатов широкая общественность не видит. Поэтому нет представления о том, насколько новый документ отличается от старого, каковы его сильные и слабые стороны».

Глава исследовательского центра также поделился опасениями по поводу увеличившегося числа участников ЕАЭС – в Таможенном союзе между собой с трудом договорились три страны, теперь же согласовывать каждый пункт необходимо пяти государствам. «Потенциальные плюсы и минусы Таможенного кодекса ЕАЭС проявятся только в процессе его действия», – полагает Чеботарев.

Главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан тоже считает, что договориться, а главное – внедрить революционные новшества Таможенного кодекса ЕАЭС, будет весьма непросто.

«То, что кодекс в 2016 году заработает, абсолютно не означает, что все инновации, которые в нем будут провозглашены, начнут работать, – считает он. – Я думаю, сроки внедрения некоторых из них будут отсрочены».

По словам спикера, дело не в разногласиях, возникнут вполне ожидаемые технические сложности. А в целом единый кодекс призван сгладить противоречия, существующие из-за разницы в законодательстве стран-участниц ЕАЭС.

«Казахстан настаивал, чтобы по некоторым позициям принимались специальные решения на уровне национальных законодательств. Это бы позволяло сопротивляться возможному ущемлению интересов со стороны партнеров по ЕАЭС. Но судья Евразийского суда Константин Чайка настаивал на том, чтобы Таможенный кодекс ЕАЭС был законом прямого действия – наднациональным законом. Если мы на самом деле представляем единый союз, то наднациональное законодательство должно способствовать становлению единых правил и уменьшению возможности возникновения таможенных войн. Если же мы будем акцентировать внимание на национальных законодательствах, то эти войны не исчезнут, они будут создавать проблемы внутри союза, – отметил Андрей Хан. – С другой стороны, если мы будем быстро двигаться в сторону так называемого закона прямого действия, то в некоторых случаях получим невыгодные и вредные для нашего бизнеса ситуации. Отсюда напрашивается вывод: торопиться надо».

Эксперт с большой долей уверенности предположил, что Таможенный кодекс ЕАЭС будет принят к концу года, хотя документ, по его словам, «не досогласован». Страны-союзницы еще поборются, отстаивая свои национальные интересы, используя привычную законодательную практику изменений и дополнений.   

Юлия Мамырбаева

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×