Композиция в фотографии
Сбалансированная композиция является основой для получения художественной фотографии
Слово composicia переводится как сочинение, расположение, составление. Главный вопрос композиции в изобразительном искусстве звучит так: «Как расположить предметы и людей, на каком фоне, для того, чтобы на плоскости картины или фотографии гармонично и точно передать замысел фотографа?»
Перед тем как начать новую картину, художник ищет композиционное решение сюжета картины, пишет Fotokto.ru. Иными словами, он задает себе вопрос: «Как и на каком фоне расположить предметы и людей, для того, чтобы на плоском холсте точно и красиво передать зрителю свой замысел?» Он может «передвигать» по холсту с одного места на другое источники света, реки, горы, здания, фигуры людей и животных. Поиск взаимного положения объектов, составляющих сюжет картины, может длиться до самого окончания работы над ней. И главная задача всей этой кропотливой творческой работы одна - привлечь внимание зрителя и заставить рассматривать картину в определенной последовательности, постепенно приближая зрителя к смысловому объекту замысла художника.
А что же фотограф? Как долго он может искать композиционное решение фотоснимка? Особенность фотографии состоит в том, что фотограф должен решить все нюансы композиции до того, как нажмет кнопку спуска затвора. Причем, фотограф должен уметь представить готовый результат глядя в видоискатель или на ЖК-дисплей своего фотоаппарата, задолго до получения готового снимка. Этому нужно научиться не только потому, что во время обрезки готового кадра мы уменьшаем количество пикселей снимка (соответственно ухудшаем его качество). Часто, наоборот, при анализе готового снимка мы понимаем, что сюжетно важная часть снимка осталась за кадром...
Процесс построения композиции кадра в видоискателе до момента фотосъемки, называется кадрированием во время съемки. Чтобы научиться видеть композиционное решение на экране Вашего фотоаппарата еще до момента съемки используйте простое, но очень эффективное упражнение:
найдите в Интернете 20-30 фотографий известных мастеров и просто разглядывайте их через видоискатель или дисплей своего фотоаппарата. Можно прямо с монитора. При этом придерживайтесь кадрировки автора. Выполняя это упражнение очень полезно включить отображение линий третий на дисплее фотоаппарата. Если Ваш фотоаппарат не имеет такой функции можно заклеить дисплей прозрачным скотчем и аккуратно, несмываемым маркером, нанесите эти линии сами. (Остатки клея от скотча сотрете потом спиртом).
И еще одно упражнение по основам композиции:
вырежьте из листа бумаги (лучше черной или серой) два уголка, наподобие буквы Г. Сложите их так, чтобы получилась рамка. Сдвигая и раздвигая уголки, вы получите отличную кадрирующую рамку. Теперь возьмите любой журнал или книгу с хорошими фотографиями и, используя кадрирующую рамку, перекадрируйте снимок по-своему: попробуйте изменит размер снимка, вписать кадр в квадрат или использовать вертикальный кадр вместо горизонтального.
Смотрите также: