Не «обучение работе с ChatGPT»: Аймагамбетов объяснил внедрение ИИ в школы
Экс-министр образования признал, что сегодняшние школьники практически повально используют инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT и DeepSeek.
В школах еще не полностью понимают, как проект по внедрению ИИ будет реализован на практике, считает депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов, сообщает Total.kz.
«Минпросвещения анонсировало введение ИИ в школы начиная с сентября 2025 года. Это очень важный и ответственный шаг. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Главный вопрос: что именно подразумевается под внедрением ИИ в школы? Несмотря на то что учебный год уже начался, на местах еще не полностью понимают, как проект будет реализован на практике. Судя по вопросам, которые задают не только знакомые, но и сами учителя, многие восприняли эту новость как «обучение работе с ChatGPT». Конечно, это не так», — написал Асхат Аймагамбетов в Telegram.
По его словам, сегодняшние школьники практически повально используют инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, DeepSeek: делают домашние задания, пишут сочинения, готовят презентации.
Он добавил, что уже видны последствия, как списывание, поверхностное мышление, зависимость от готовых ответов, проблемы с критическим мышлением.
«Некоторые дети уже и простые вопросы сформулировать не могут без ИИ. Проблема в том, что никто не научил их, как правильно, грамотно, этично, ответственно и эффективно использовать эти инструменты. Это равноценно тому, что за руль автомобиля посадили человека без водительских прав, при этом нет светофоров. Более того, самих правил тоже не существует. В такой ситуации авария лишь вопрос времени», — уточнил Аймагамбетов.
Он уточнил, что когда говорят об ИИ, то речь идет о развитии читательской грамотности и критического мышления — это, возможно, самая важная и трудная задача, которую в правительстве и в образовании в частности должны решать, говоря об использовании ИИ.
Кроме того, важно формировать у детей понимание, что такое ИИ: это всего лишь инструмент, машина, но не друг, не оракул, не психолог, а система, обученная на определенных данных, которая также ошибается, «галлюцинирует», имеет свои «предубеждения», связанные с данными, на которых обучена.
По мнению депутата, надо учить детей критическому мышлению и проверке фактов, академической честности, этике использования ИИ, созданию запросов , ответственности, медиаграмотности, а не слепому копированию и использованию ИИ.
Что касается нынешних учреждений образования, он отметил, что современная школа должна учить не только для работы, но для жизни в обществе будущего, lifelong learning, способность перестраивать свой мозг под новые задачи.
И ключевой вызов: не допустить, чтобы дети стали зависимыми от готовых ответов ИИ, а вместо этого научились использовать как инструмент развития своего мышления, учились учиться самостоятельно.
«Надо переосмыслить сами задания, в том числе домашние задания. Нужны четкие регламенты: где можно и как можно использовать ИИ, а где вообще нельзя использовать ИИ. Нужна национальная политика в сфере образования по ИИ… Вообще, сейчас речь идет об изменении программ обучения в целом. Учителя тоже еще не готовы: у них нет четких ориентиров и политики по использованию и оценке ИИ в учебном процессе. Очевидно, что это работа и ответственность не только Министерства просвещения, но и всех нас», — заключил мажилисмен.