Топ-100 В системе TRAPPIST-1 обнаружены две наиболее пригодные для жизни планеты
  • 18 мая, 14:57

В системе TRAPPIST-1 обнаружены две наиболее пригодные для жизни планеты

Фото: ytimg.com

Бельгийские исследователи обнаружили систему из семи планет размером с Землю.

Ученые вычислили в системе TRAPPIST-1 две планеты, где условия могут быть наиболее оптимальными для существования жизни, сообщает ТАСС.

Система из семи планет размером с Землю (пронумерованных буквами от b до h) , обращающихся вокруг одиночной звезды TRAPPIST-1 в созвездии Водолея, была обнаружена в 2017 году группой исследователей из Бельгии под руководством Микаэля Жийона и сразу привлекла внимание научного сообщества. Ее особенностью было и то, что сразу несколько планет оказались в так называемой обитаемой зоне - области вокруг звезды, где условия на поверхности планет могут быть близки к земным и обеспечивать существование воды в жидкой форме. Это открытие тогда назвали «самым значительным за 14 лет».

В нынешней работе исследовательница Эми Барр из Планетологического института США (Planetary Science Institute) совместно с коллегами из Венгрии создала математическую модель для более точного расчета температуры и состава поверхности планет и траекторий их движения вокруг звезды. Выяснилось, что на шести из семи планет (за исключением TRAPPIST-1c) должна присутствовать вода в жидкой форме или в виде льда, а на одной из них, судя по всему, есть даже целый океан. При этом наиболее пригодными для жизни оказались TRAPPIST-1d и TRAPPIST-1e.

Условия на их поверхностях, по словам ученых, «вполне умеренные». Так, на планете d температура в среднем составляет около 15 градусов Цельсия и может опускаться до отметки чуть выше ноля. Планета e - холоднее, там «температура примерно такая же, как в Антарктике, но и это можно считать умеренным показателем», говорят исследователи.

Но, возможно, наиболее интересное - это орбиты движения планет вокруг звезды. «В этом как раз и заключается основное новшество нашей работы», - рассказала Барр. «Орбиты имеют большой эксцентриситет - то есть, они похожи по форме на яйцо. Поэтому каждый раз, когда планета делает оборот вокруг звезды, она то растягивается, то сжимается». Когда планета движется по орбите и оказывается очень близко к звезде, гравитационное поле усиливается, и она деформируется, становится более овальной. А при удалении от звезды поле ослабевает, и она опять принимает сферическую форму.

«Поэтому внутри планеты происходит постоянное трение, это растягивание и сжатие приводит к повышению температуры», - объясняет Барр. Такой эффект называют приливным нагреванием. Его существование на этих планетах - очень хороший знак для ученых, поскольку приливное нагревание предотвращает внутреннее остывание планеты и затвердевание ее мантии, создавая тем самым условия, при которых жизнь на поверхности может развиваться и поддерживать существование на протяжении длительного времени.