Эксперт: «Идеология салафизма не предполагает полутонов»
Салафизм имеет выраженный политический характер, считает руководитель «Центра изучения и анализа» управления по делам религии города Алматы Бейбит Турабаев. По его мнению, часть отечественной элиты «заражены» идеями нетрадиционных религиозных течений. Однако главная опасность для страны – радикализация казахстанской молодежи.
– Как и в какой плоскости можно провести разграничительную линию между салафитами и мусульманами традиционного толка? В чем теологические различия между традиционным исламом и радикальными течениями?
– Разграничение между салафитами и традиционными мусульманами лежит сугубо в сфере теологии. Салафитам свойственно произвольное толкование и трактовка священных текстов. Основным и самым главным догматом радикальных течений является самопроизвольное интерпретирование Корана. Так, сторонники радикализма не ставят обязательным условием знание наук толкования. Практически любой радикал может самостоятельно давать собственное толкование аятов Корана, что, естественно, приводит к разночтению его смыслов. Вследствие чего в мусульманской умме возникают конфликты. Аналогичная ситуация характерна и в отношении хадисов, когда их толкование субъективно и корыстно. Существуют также и другие расхождения с традиционным исламом, в которых выдвигаются обвинения в неверии, ереси и нечестивости, а также отрицание многовековых форм и традиций мусульман Казахстана, исторически сложившихся религиозных структур. К теологическим различиям следует отнести отрицание мазхабов.
– Насколько термин «умеренный салафизм» приемлем? И вообще – существует ли такое течение?
– Идеология салафизма не предполагает полутонов. Соответственно, данная формулировка представляется неотражающей понятийной сущности. Наиболее авторитетный интернет-ресурс для мусульман Казахстана – официальный сайт Центральной мечети города Алматы Azan.kz в статье «Нужно ли запрещать салафизм?» чётко высказывает свою позицию о деструктивном характере салафизма, о «близорукости» некоторых экспертов в оценке опасности этого течения и твердо выступает за его запрещение.
– Можно ли назвать салафизм политическим течением в современном исламе?
– Думаю, что да. Как всем известно, одной из основных целей последователей радикальных исламистских течений, в том числе салафитов, является создание теократического государства – некоего «Халифата», основанного на правилах шариата, а это, согласитесь, уже настоящая политика.
– Насколько верен тезис, что в Казахстане «заражены» идеями нетрадиционных религиозных течений не только «социальные аутсайдеры», но и отдельные представители отечественных элит?
– Последователи или люди, которые симпатизируют идеям тех или иных нетрадиционных религиозных течений, имеются среди любых социальных групп. Представители отечественной элиты в данном вопросе также не являются исключением и подвержены всем общественным процессам, присущим нашему обществу. Здесь стоит подчеркнуть, что разные социальные группы в различной степени подвержены влиянию радикальных или деструктивных религиозных идеологий. К примеру, подростки и молодежь, в силу своих возрастных особенностей, отсутствия должного багажа знаний и опыта более подвержены чужому влиянию, нежели люди более зрелого возраста с чёткой системой ценностей, имеющих соответствующее образование и жизненный опыт.
ИА Total.kz