Топ-100 Петр Своик: Государственным языком в Казахстане является русский
  • 23 ноября, 12:03
  • Астана
  • Weather icon -6
  • 498,34
  • 519,72
  • 4,85

Петр Своик: Государственным языком в Казахстане является русский Эксклюзив

Total.kz спросил нескольких казахстанских экспертов, реально ли русскому языку стать вторым государственным, и нужен ли ему такой статус в Казахстане

Российские квасные патриоты и имперские реваншисты празднуют победу –  депутаты Верховной рады Украины, хоть и со скрипом, но все же приняли закон о языковой политике, который закрепляет за русским языком статус регионального почти в половине областей страны. Эксперты, тут же поспешили заявить,что следующим шагом Киев должен придать ему наравне с украинским языком статус государственного. Если это произойдет, то родина Гоголя может стать четвертой страной в мире после РФ, Белоруссии и непризнанной мировым сообществом Южной Осетией (признавшие ее Россия, Никарагуа, Науру, Венесуэла и Тувалу до статуса мирового сообщества пока явно не дотягивают), где русский язык является государственным. В остальных странах СНГ статус официального русский язык получил лишь в Казахстане и Киргизии, а также в самопровозглашённых Абхазии и Приднестровье. В Таджикистане он используется как язык межнационального общения. Местами русский является официальным языком в Румынии (старообрядческие коммуны) и Норвегии (в российской экономической зоне на Шпицбергене). Даже за океаном ему нашли применение, в частности в Нью-Йорке избирательные бюллетени печатают на русском языке, а в Калифорнии на нем можно сдавать письменный экзамен на водительские права. Но при этом русский является единственным из десятка  ведущих мировых языков, который на протяжении последних 15 лет неуклонно утрачивал свои позиции во многих регионах мира.

Вероятно, эту тенденцию Кремль попытается исправить за счет Евразийского союза, если он, конечно, не останется в виде бумажного проекта и деклараций о намерениях.  В середине июня глава комитета Государственной думы  по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий высказался в том смысле, что идея Дмитрия Медведева о единой валюте в общем-то хороша, но неплохо бы было подумать и об «общем языке, общих границах, общих законах и едином парламенте».

Мы решили спросить нескольких казахстанских экспертов, реально ли русскому языку стать вторым государственным, и нужен ли ему такой статус в Казахстане

Петр Своик, член президиума Общенациональной социал-демократической партии:

- Если лукаво-феодальную языковую политику поменять на современную, придется исходить из той реалии, что государственным языком в Казахстане является русский. В том числе, благодаря необратимо состоявшемуся русскоязычию казахских элит. Казахский же язык, исходя из тех же реалий, рано или поздно придется превращать во второй. Через действительное обучение в школах, стимулы и требования двуязычия для кандидатов в депутаты, министров и руководителей госорганов. Только так удастся поднять казахский до второго государственного языка.

Максим Крамаренко, руководитель Республиканского славянского движения «Лад»:

- Если бы русский язык получил статус второго государственного, это было бы очень хорошо. Это остановило бы отток русскоязычного населения из республики. Например, в минувшем году российское гражданство получили около 40 тысяч наших бывших соотечественников. Было бы даже неплохо, если бы русский язык получил «железный» статус официального языка, а не «официально употребляемого наравне с государственным», поскольку в различных программах по развитию казахского языка заложены положения, согласно которым статус русского языка будет снижаться.

Мухтар Тайжан, политолог:

- Я считаю, что необходимости придания русскому языку статуса второго государственного нет. Сейчас ничто русскому языку в Казахстане не мешает, кроме того, русский просто не нуждается в защите. На его физической родине, в Российской Федерации, существует мощный закон «О русском языке», мощная госпрограмма. На сегодняшний день она, кстати, вторая. На этом языке говорят десятки миллионов человек, и он является одним из шести мировых языков ООН. При этом наша казахстанская власть говорит в основном на русском: со своим народом, с иностранными послами, друг с другом. Если у нас по конституции оба языка должны использоваться наравне, то этот пункт я считаю, сегодня не исполняется. Мы до сих пор живем, можно сказать, в российском информационном пространстве. Из почти 4,5 тысяч казахстанских СМИ на казахском языке работают очень немногие. У нас до сих пор идет прямая ретрансляция российских радиоканалов. Ни в одной уважающей себя стране такого нет! У нас люди лучше знают российские новости, российских политиков, депутатов и звезд шоу-бизнеса, чем отечественных. Мы все еще не можем посмотреть на казахском языке «Дискавери» и другие мировые телеканалы. Поэтому сегодня в защите и поддержке нуждается казахский язык. В 1990-ых мы говорили, что к 2010 году делопроизводство будет переведено на казахский. Мы сбились со счету, сколько таких программ принималось. По последнему решению, это должно случиться к 2020-ому, но я боюсь предположить, сколько еще раз могут перенести ведение делопроизводства на казахском языке. Мне вообще кажется, что в стране все еще проводится политика «россиянизации». Мы приглашаем российских звезд на наши праздники, платим им огромные деньги, хотя нужно выращивать своих собственных…

 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×