Современные казахи и «Асар»
С каждым годом все больше современных казахов забывают народную традицию - «Асар». Эксперты объясняют это изменениями и новыми чертами характера нации.
Асар – это древний обычай казахского народа, согласно которому люди, собравшись вместе, искренне и совершенно безвозмездно выполняют неподъемные для одного человека или для одной семьи работы. Сегодня в казахских аулах мало кто вспоминает про этот обычай. И об этом хорошо знает 55-летняя Нагима, которая долгие годы не могла починить крышу своего дома.
«У меня муж нехозяйственный был, поэтому крыша нашего дома не чинилась со дня приобретения дома в 1998 году. Это не был новый дом, и крыша подтекала давно. 10 лет назад умер мой муж, я осталась с двумя детьми без денег и работы. Девочки уехали в город, сами пробивались. А крыша много лет протекала, осыпалась вся штукатурка. Никто не помогал, всем родным было безразлично», - горько говорит Нагима.
Сегодня крыша нашей героини не протекает: отучившись и начав делать карьеру, экономя и отказывая себе во многом, дочери собрали Нагиме на ремонт крыши.
«И на эти деньги крышу мне починил мой собственный брат. Многие могут смеяться надо мной, но это правда. По себе поняла, если нет денег, то и родным ты не нужен. Горько все это осознавать. Но это правда. Такими мы стали!», - говорит собеседница.
По словам известного казахского писателя и общественного деятеля Бахтияра Албани, такое поведение современных казахов можно объяснить алчностью.
«За эти почти 25 лет независимости, к сожалению, вся обстановка, государственная политика пагубно повлияли на нашу нравственность. Поэтому развилось жлобство, жадность развилась, алчность, стремление всегда быть первым и свысока смотреть на своих, поэтому не до «асара» многим. Главное - свое благосостояние и нажива», - считает Бахтияр Албани.
Такого же мнения придерживается веб-издатель Джанибек Сулеев. По его мнению, само время и нынешние условия привели к тому, что казахи постепенно забывают обычай «асар».
«Асар» казахи давным-давно забыли... Это случилось не вчера. Раньше хорошо срабатывало, когда строили вместе дом. Дом возводили из саманных кирпичей, и это было 50 лет назад. Сегодня строят основательно, из бетона, и это делают в основном наемные бригады. Зачем «асар» из 25, допустим, человек, которые не построят сейчас даже саманного домика? Смысл?! Вторая причина - отсутствие духа «асара»... В эпоху рыночной экономики, когда у всех в глазах светятся нули… Деньги стали выше кровных связей», - считает Джанибек Сулеев.
По своей природе 55-летняя Нагима - неспокойный и трудолюбивый человек, которая не сидит сложа руки. И несмотря на то что денег не хватает, в прошлом году решила поменять забор. Дочки, как обычно, выслали деньги, и хозяйка купила хорошее железо. Но поставить забор не смогла - некому было.
«Обратилась к братьям, но у них много работы, и жизнь тяжелая, так сказали мне они. По своей природе казахи не обижают сирот и вдов, и я расплакалась. Тогда ждать пришлось недолго. Слава Богу совесть заела - они поставили мне этот забор», - вспоминает женщина.
Нагима сама растила детей, и жизнь дала ей мудрость. У нее другая версия смерти «асара»: «Многие, помогая в беде человеку, потом начинают этим пользоваться. Вот мы из одного аула! Давай, помогай мне, ведь ты давно в городе… Мои дочки себе отказывали, но старались отдавать последние деньги бездельникам (их матери сочувствовали мне во время похорон). Теперь дочки говорят, давай лучше будем за все сразу платить. Они мало помогают, но много берут. Но я не послушала умных дочерей, забор-то стоит».
К сожалению, у любого обычая кроме зарождения есть и смерть. Сейчас мы наблюдаем смерть «асара», и, конечно, ей способствует много факторов. Наверное, будущие поколения лучше смогут разобраться в них.
Гульмира Камзиева