Какие реформы проводятся в школьном образовании в РК?
Реформы школьного образования предусмотрены государственной программой развития образования и науки РК на 2016 – 2019 годы. В стране уже начался переход к 12 летнему и трехъязычному образованию.
Напомним, ранее Total.kz писал о реформах в высшем образовании и науке РК. В этот раз рассмотрим, какие новшества ожидают казахстанских школьников.
Основной целью госпрограммы развития образования и науки РК на 2016 – 2019 годы в сфере школьного образования является обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина.
Программа предполагает повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР, поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ. Это прописано в 76 шаге в Плане Нации.
В 2017 году Казахстан стал полноценным участником Комитета по образовательной политике ОЭСР.
С 2016 года осуществлен переход 1 классов на обучение по обновленному содержанию. С 1 сентября 2017 года планируется осуществление перехода 2, 5, 7 классов, с 2018 года – 3, 6, 8, 10 классов, с 2019 года – 4, 9, 11 классов.
Схема 12-летнего образования вводится до 2020 года по принципу 0 класс + 11 классов. Суть 12-летнего обучения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для предшкольного класса, т.е. нулевого класса.
Для плавного перехода на 12-летнее образование утверждены учебные программы начальной, основной школы, учебники и УМК для 1, 2, 5 и 7 классов (для остальных классов будут разработаны в 2018-2019 годах), повысили квалификацию учителя начальной и основной школ для работы в условиях обновленного содержания. С 2016 года внедрена система критериального оценивания (оценка учебных достижений обучающихся в соответствии с установленными критериями для достижения учащимися планируемых результатов). Схема перехода на критериальное оценивание: 2016 г. – 1 классы, с 2017 г. – 2, 5, 7 классы, с 2018 г. – 3, 6, 8, 10 классы, с 2019 г. 4, 9, 11 классы.
Апробация подушевого финансирования ведется в 73 школах в 5 областей (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЮКО) и г.г. Астана и Алматы). Внесены поправки в Закон РК «Об образовании» в части подушевого финансирования.
С 2019 года планируется внедрение подушевого финансирования во всех полнокомплектных школах.
Республиканской комиссией проведена экспертиза учебников по обновленному содержанию для 2, 5, 7 классов. Перечень учебников, рекомендованных по итогам результатов экспертизы, опубликован на сайте МОН РК.
Начата масштабная работа по улучшению качества подготовки педкадров. В 2016 году впервые при поступлении в вуз на педагогические специальности абитуриенты сдавали специальный экзамен на определение склонности к педагогической деятельности.
В 2018-2019 годах планируется разработка и утверждение учебных программ для 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11 классов.
По итогам реализации шага к 2020 году планируется завершить полный переход к обновленному содержанию.
Шаг 79 в Плане Нации также лег в основу госпрограммы и предполагает «поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах». Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
Для перехода к обучению на английском языке в 10-11 классах определены 4 предмета: «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика».
В связи с этим, начата разработка учебников и учебно-методических комплексов по предметам естественно-научного цикла на английском языке.
В 2016 году на языковых курсах повышения квалификации прошли 750 учителей-предметников;
В 2017 году 1 043 учителей-предметников завершили обучение и получили сертификат, продолжают обучение 11 459 учителей на базе «Өрлеу», «USTAZ Professional Learning Centre», «Назарбаев Университет».
В 2018-2020 годы планируется повышение квалификации 11 000 учителей-предметников для преподавания на английском языке.
Создан консорциум из 12 частных компаний английского языка и они с педвузами обучают преподавателей и студентов.
До конца 2017 года планируется проведение анализа по совершенствованию механизмов внедрения преподавания на английском языке в организациях образования с учётом готовности учителей и учеников.
Обязательное трехъязычное предметное преподавание начнется с 1 сентября 2019 года. Полная реализация шага ожидается к 2020 году.