Автолегенда из СССР
В России был автомобиль, которым восхищались на Западе
Около полувека назад советскими конструкторами почти подпольно был произведен автомобиль, который не только привел в восторг автомобильного короля Генри Форда II, но и собрал множество наград в Европе. Это был микроавтобус повышенной комфортности ЗиЛ-118 «Юность».
Никакого госзаказа в 1959 г. на него заводу имени Лихачева не поступало. Инженеры взялись за его разработку, потому что ожидали убытки и сокращение штата из-за заказанного ЗиЛ-111, который предназначался только для чиновников высшего ранга и модифицированию не подлежал.
Молодые инженеры ЗИЛа хотели по максимуму использовать «начинку» правительственной машины, обойти ее государственный статус и создать многоместный и многофункциональный автомобиль.
«Юность» собирали вручную, в свободное от основной работы время. Главное, на что делали упор разработчики – это комфорт водителя и пассажиров, которых в автобусе могло разместиться 17 человек. И это зиловцам удалось.
Кузов получил большие панорамные стекла, в потолке оборудовали огромный сдвижной люк, в салоне установили радиоприёмник, для каждого пассажира был сделан индивидуальный свет, пепельница и крючок для одежды. Микроклимат в салоне поддерживали эффективные системы отопления и вентиляции. В общем, европейское качество на советской земле! Причем автобусов такой размерности в СССР не существовало.
После презентации «Юность» признали не сразу. Зато позже Никита Хрущев воскликнул: «Вот это народный автомобиль!».
В 60-х на базе «Юности» создается первый в СССР реанимобиль, позволяющий делать операции прямо в салоне. Но дальше двух экземпляров дело не пошло.
Переломным для «Юности» стал 1967 год, когда она в составе советской делегации принимала участие в Неделе автобусов во французской Ницце. Советский автобус стал триумфатором фестиваля и забрал самые значимые награды.
Когда в СССР в 1970 году приехал внук Генри Форда и ему показали ЗИЛ-118, то он попросил продать ему техническую документацию на машину и производить его в Америке под маркой Ford. Но руководство страны заокеанскому гостю отказало.
Позже «Юность» модернизируют, слегка меняют внешний облик и присваивают индекс 118К. Машина выпускается штучно. Самая большая партия вышла в 1993 году - 12 экземпляров.
В 1994-м «Юность» получает оптику от ВАЗ-2105 и пластмассовую решетку радиатора. На этом история автобуса заканчивается. Всего за 32 года было выпущено около ста экземпляров.
До наших дней сохранились только 6 ЗИЛ-118, произведенных в 60-х гг. Один из них стоял на службе телецентра в Санкт-Петербурге. Благодаря мягкому ходу на этой машине прямо в движении записывались трансляции парадов.
Технические характеристики ЗИЛ-118 «Юность»:
Число мест: 17 + 1
Максимальная скорость: 120 км/час
Расход топлива: 26-28 л/100 км
Масса снаряженная: 3320 кг
Тормоза: рабочий колодочный, на все колеса, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем
Коробка передач: гидравлический трансформатор (максимальный коэффициент трансформации 2,45), работающий совместно с двухступенчатой планетарной коробкой передач
Двигатель: ЗИЛ-130 (ЗИЛ-509.10), V-образный, карбюраторный, восьмицилиндровый, мощностью 150 л. с.
При подготовке материала была использована информация издания «Свободная пресса».