Автозаводы во время Великой Отечественной
В суровые годы автозаводы в СССР в кратчайшие сроки перестраивались на производство военной техники
В суровые годы Великой Отечественной войны автозаводы в СССР в кратчайшие сроки перестраивались на производство военной техники.
Особо важную роль сыграл Горьковский автозавод, награжденный позже орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. С конвейеров ГАЗа в военные годы сошли 170 тыс. грузовых и легковых автомобилей, 10 тыс. танков, 9 тыс. самоходных артиллерийских установок, 6 тыс. бронеавтомобилей, 50 тыс. грузовых автомобилей иностранных марок, 24 тыс. минометов, 12 млн снарядов, 232 тыс. моторов, 22 млн мин и авиавзрывателей, 24 млн пулеметных и 500 тыс. аэродромных звеньев, 309 аэросаней.
За короткое время заводу пришлось освоить производство нового танка Т-70, бронеавтомобиля и аэросаней.
Знаменитый автомобиль ГАЗ-АА обеспечивал связь блокадного Ленинграда с внешним миром по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. На автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. тонн грузов и эвакуировано 734 тыс. чел.
Созданный во время войны автозавод «Урал» (Завод имени Сталина) выпускал автомобильные моторы и коробки передач, а с 1944 годы – легендарные «Захары» (ЗиС-5). За год «Урал» отправил на фронт и в тыл около 7 тысяч машин.
13 видов военной продукции производил Ярославский моторный завод. Среди них автоматы, снаряды, ручные гранаты и пр. В 1943 году стартовал массовый выпуск гусеничных артиллерийских тягачей высокой проходимости для перевозки тяжелой артиллерии. Ярославский моторный завод дал фронту 1666 тягачей.
Многотысячные коллективы трудились под лозунгом «В труде, как в бою!». Рабочие проявляли мужество и стойкость, с каждым месяцем наращивая темпы производства. 40 работников Горьковского завода удостоены звания Героев Советского Союза