Топ-100 Как продавались авто в СССР
  • 23 ноября, 20:36
  • Астана
  • Weather icon -12
  • 498,34
  • 519,72
  • 4,85

Как продавались авто в СССР

"Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения". Согласны ли были с этим советские граждане?

«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», - наказывала партия своим гражданам. Но так или иначе, обладатель новенького Москвича, Волги, а тем более иномарки был счастливейшим человеком в глазах окружающих. Как, кому и почем продавались автомобили в уже далекое от современника советское время?

До Великой Отечественной приобрести в открытой продаже автомобиль, да и почти любые промышленные товары было невозможно. Новеньким авто награждали выдающихся деятелей, машины, даже роскошный по тем временам  ЗиС-101, разыгрывали в государственной лотерее.

ЗиС-101

Кроме того, списанные М-1 могли приобрести высокопоставленные военные.  Есть упоминания о продажах легковой ГАЗ-А в 30-х гг. – в журнале «Архитектор» тогда даже размещалась реклама, однако рассчитана она была, скорее, на организации.

ГАЗ-А

Однако с началом войны редкие обладатели частных автомобилей и мотоциклов лишились их, так как техника была изъята спец.указом.

В качестве трофеев после войны в страну попало около 50 тысяч легковых автомобилей.

А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство «Москвичей-400», «Побед» и «ЗиМов».  Большинство из них уходили на службу в госучреждения. В свободной продаже эти машины образца 1949 г. стали появляться примерно с 1953 года по цене 8000, 16000 и 40000 рублей соответственно. В результате денежной реформы в 1961 году ценники потеряли один ноль и оставались в таком виде до распада Союза в 1991-м.

Между тем зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 – 1000 рублей в месяц. Так что накопить на личное авто было довольно сложно. ЗиМовладельцы были самой редкой категорией автолюбителей из-за высокой цены на эту машину.

Любопытно, что часть «Москвичей» и «Побед» в начале 50-х продавалась в версии «кабриолет», причём стоили  даже дешевле закрытых собратьев по кузову.

ЗиМ

До 60-х очереди на машины отечественного производства составлялись в соседних дворах  самими покупателями. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. После очереди организовывались уже непосредственно в магазине.

Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й «Москвич» получали через три года уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на «Волгу» могли выкупить её в 66-м за немалые 5500 рублей.

 Москвич M410 (4х4) -1956 год

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, «Москвич-401» стоил 9000 руб, «Москвич-402» - 15000 руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10 «лошадей» «Москвич-407» - уже 25000руб.

В конце 50-х - начале 60-х годов  ЗиМы сняли с производства, место «Победы» заняла «Волга» и появился «Запорожец-965» за 16000 руб. Грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых «частникам» не продавались. Это же касалось и микроавтомобилей -мотоколясок C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет. Некоторые категории инвалидов бесплатно получали «Запорожцы» с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже «Москвичи».

Продажа б/у автомобилей была разрешена только через комиссионный магазин, который сам устанавливал цену.  Поэтому часто машина была у одного и того же хозяина десятилетиями.

Такие правила отменили в 70-х, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть – «в конверте», что приводило к массе случаев обмана, причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые авто родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.

Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. Повысился уровень жизни советских граждан. Очереди стали достигать такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через десять. Поэтому авто стали продавать через предприятия сотрудникам. Но если на оборонный завод поступали десятки автомобилей ежегодно, то какой-нибудь второстепенный НИИ получал один автомобиль в несколько лет.

Государство также продолжало разыгрывать авто через лотерею. Цены в середине 70-х годов были такие: «Волга» ГАЗ-24 - 9200руб, «Жигули» ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, «Москвич-412» - 4990, «Запорожец»  ЗАЗ-968 - 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на «запорожских» агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.

В первой половине 80-х некоторые в свободной продаже появилась «Нива» за 10300 руб, «Москвич-2140Люкс» за 8000 руб и «Запорожец» ЗАЗ-968М за 5000руб.

Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Но по больше части так продавался металлолом.

В конце 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции. Зато желающие впервые смогли приобрести б/у грузовики и автобусы.

Про сколько-либо масштабные закупки иномарок можно говорить лишь по отношению к «гэдээровским» ЕМВ (БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким «Шкодам-1201» десятилетие спустя. Мерседесами на весь Союз могли похвастать Брежнев и Высоцкий. По неофициальной информации купить ЕМВ-340 можно было по цене около 16 тысяч рублей.

С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой «Явы» их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб, мотороллер «Электрон» (150) - 270руб, «Турист» (200) - 450руб, мотоцикл «Минск» (125) - 330руб, «Восход» (175) - 420руб, «Иж» разных модификаций (350) - 600-1000руб, чехословацкие «Ява» и «ЧЗ» (350) - 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.

Мотоцикл «ЯВА-250» - 1960 год

Кстати, ситуация с запчастями вплоть до конца 80-х была достаточно напряженной. В советских мегаполисах насчитывалось не больше десятка магазинов автозапчастей. На ситуации процветали спекулянты.

Сколько продавалось автомобилей населению в советские годы?  В 1965 году население купило всего 64 тысячи легковых авто, включая  б/у машины через комиссионные магазины, в 1970-м – 123 тысячи, в 1977-м – 1107. По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие годы:  690, 816 и 1109 тысяч штук.

Информация подготовлена total.kz по данным интернет-изданий sovauto.su, www.cars-retro.ru.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×