Топ-100 Легендарные машины военных лет
  • 27 ноября, 11:58
  • Астана
  • Weather icon -8
  • 498,55
  • 524,28
  • 4,75

Легендарные машины военных лет

Грузовику ГАЗ-АА обязаны жизнью ленинградцы, «Захары» выносили с фронтов раненых, "джип" ГАЗ-67 перевозил штабных

Шестьдесят семь лет спустя автомобили, колесившие по фронтовому бездорожью, стали легендой.  Грузовику-солдату ГАЗ-АА обязаны жизнью ленинградцы, выносливые «Захары» вывозили с фронтов раненых, несли на себе реактивные минометные установки, боеприпасы, хлеб…

Транспорт Великой Отечественной – это целое поколение закаленных «лошадок», которые перевезли 145 миллионов тонн различных грузов.

Перед войной автомобильная промышленность СССР набрала высокие темпы развития. На памяти дедов - юркие «эмочки», элегантные ЗИСы, послушные «газики», «вездепроходные» полуторки ГАЗ-АА.  Построенные в годы предвоенных пятилеток и выпущенные уже в боевых условиях, они славно трудились и не подкачали в тяжелейших военных испытанях.

Горьковский автозавод и Завод имени Сталина после рокового июня 41-го продолжили выпускать автомобили, но на конвейеры тогда встали также и танки, и боеприпасы.

Самый прославленный  «горьковчанин» ГАЗ-АА обеспечивал связь блокадного Ленинграда с внешним миром по «Дороге жизни» через Ладожское озеро.

На этих автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. тонн грузов и эвакуировано 734 тыс. чел. ГАЗ-АА скопировали с грузовика Форд модели АА образца 1929 года и начали выпускать в 1932-м. Позже советские инженеры машину немного модернизировали. Знаменитою полуторку собирали до 1950 года.

Машины ГАЗ-64 и ГАЗ-67 отдали свои моторы легкому бронеавтомобилю БА-64 Изобретать новые и вносить конструктивные новшества – времени не было. На первый план выступала надежность, неприхотливость в уходе, простота ремонта.

В конце 1941 года на основе ГАЗ-61 был создан упрощенный открытый автомобиль ГАЗ-64. Таким образом, горьковский автозавод положил начало производству отечественных «джипов».

Большую известность завоевал ГАЗ-67 – он же козёл», «козлик», «пигмей», «блоха-воин», «Иван-Виллис», «Чапаев» и пр. Эту полноприводную «легковушку» с упрощённым открытым кузовом и без дверей создал конструктор Грачев на базе агрегатов ГАЗ-М1. ГАЗ-67 широко использовалась как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач.

ГАЗ-АА, ГАЗ-67 и ЗИС-5 могли работать практически на любом, даже самом низкосортном бензине. Это обстоятельство создавало им решающие преимущество перед американскими, английскими, канадскими машинами, которые не всегда удавалось обеспечить высокооктановым горючим.

Особое место в истории Великой Отечественной занимают машины Завода имени Сталина. Трехтонный «Захар» ЗИС-5 запускался даже в самые сильные морозы. Это авто было модернизировано на базе популярной в 30-е годы АМО-3, а его вдохновителем стал знаменитый инженер Лихачев. Трудно было найти лучшего тягача полковых и дивизионных пушек. На базе этой модели во время войны родился ЗиС-5В.

Тот же 76-сильный «Захар», только максимально лишенный комфорта. Это был бортовой грузовик универсального назначения, который после войны освоил множество гражданских специальностей: пожарный, автокран, мусоровоз, битумовоз. В Миассе его выпускали до 1958-го.

С 1942 года в СССР стали поступать по ленд-лизу автомобили союзников - США, Англии, Канады, что позволило увеличить перевозки. Большая часть полученных машин с передними ведущими мостами, обладала высокими скоростями и хорошей по тем временам проходимостью. Правда, эти их качества могли быть реализованы только при использовании хорошего топлива, смазок и при квалифицированном обслуживании и ремонте. Иначе они быстро выходили из строя.

Если в начале войны в Советской Армии насчитывалось 272 тысяч грузовых автомобилей, то концу – уже 665 тысяч. На фронтовых дорогах появились новые виды автомобилей, прошли суровую проверку различные новые технические решения. Этот опыт был широко использован и далее: при создании ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-20, «Победы», ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИС-110, ЯАЗ-200, спроектированных в конце войны.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×