Арыстанбек Мухамедиулы: за обвинениями в домогательстве стоят непростые люди
Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы в эксклюзивном интервью Total.kz рассказал о природе конфликта с «театральной общественностью» Казахстана. По его словам, выпады в его сторону связаны с желанием отдельных людей контролировать распределение бюджетных средств. Обвинения в домогательстве не имеют под собой реальных оснований – девушку просто используют в чьих-то интересах, считает министр.
TOTAL: Скандалы вокруг возглавляемого вами министерства буквально плодятся: к примеру, создатели «замороженной» картины «Феникс» напрямую обвиняют вас в коррупции.
– Я сторонник того, чтобы казахстанские фильмы снимались в совместных проектах, как, к примеру, «Песня Амре», «Так сложились звезды», «28 панфиловцев». Нам нужно выходить в международный прокат.
Я всем открыто говорю: «Нам нужно преобразовать казахстанское кино». Надо соответствовать международным стандартам. Естественно, очень «жестко» просматриваю все отечественные фильмы. В том числе и «Феникс». Скажу честно, это похоже на аферу международного масштаба. Создатели картины будто специально под один проект зарегистрировали ООО «Альдамиса Рус», а потом шантажировали нас, чтобы мы им перечислили три миллиона долларов.
Безусловно, выступления режиссера «Феникса» Талгада Жанибекова были кем-то спровоцированы, ведь у них начались проверки – финансовый контроль, Счетный комитет. Проверяющие обнаружили массу грубейших нарушений. Авторы картины судились с «Казахфильмом», поскольку финансирование идет через них. «Казахфильм» процессы выиграл, но обвинения посыпались в мой адрес. Я Тунгышбая Жаманкулова давно знаю, я ему честно сказал: «Возьмите, пожалуйста, другой проект, потому что этот – скандальный». Я говорил это искренне, еще не зная, что он является учредителем фирмы «Туран», занимавшейся «Фениксом» (речь идет о компании «T.K. Turan Universal Business», единственным участником ТОО согласно официальным данным числится Джаманкулов Тунгишбай Кадырович – прим. ИА Total.kz). Я же думал, что он всего лишь наемный продюсер.
По ходу проверки начали «всплывать» странные компании. Например, «Aldamisa Entertainment». Как ответил нам посол США, он не знает такой «крупнейшей американской телекомпании». А юридический адрес «Альдамиса Рус» – это вообще складские помещения, уставный фонд компании всего 10 тыс. рублей. Никаких финансовых доходов на счету компании нет. Похоже на обычную «пустышку».
TOTAL: Уже сегодня театральная общественность собирается провести собрание. Руководитель профессионального союза Тунгышбай Жаманкулов выступает с обвинениями в ваш адрес. Что вы думаете по этому поводу?
– У меня нет рычагов влияния на общественную организацию. Если бы Тунгышбай Жаманкулов был директором театра, я бы уволил – это одно дело. Аксакалы, такие как Асанали Ашимов, собираются высказать свое мнение. Если такому уважаемому человеку сказать: «Уберите Жаманкулова», он ответит: «Это – не твое дело, балам. Мы решаем сами».
На меня идет сильнейшее давление из-за отказа дальнейшего финансирования фильма «Феникс». Сейчас проверка коснется и тех людей, которые подписывали акты со стороны «Казахфильма». Тех, кто уже перечислил 100 миллионов тенге на картину. Хочу отметить, что Министерство культуры прямым перечислением денег не занимается. Поэтому идет «сопротивление», и обвинения в домогательстве – звено этой же цепочки.
TOTAL: Вы имеете в виду видеопризнание бывшей студентки Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Енлик Сыдыковой?
– Да. Что касается конкретно этой девушки, я только сегодня узнал ее имя. Я ее абсолютно не помню. Когда стал ректором Жургеневки, было несколько жалоб, что курсы набирает не сам мастер, а абитуриенты распределяются автоматически. Режиссера знакомят с группой, которая уже сформирована. Многие педагоги – Ардак Амиркулов и другие – отказывались так работать. Говорили: «Если не поменяешь систему отбора абитуриентов, мы не будем преподавать». После этого мастера сами стали набирать свой курс. Булат Атабаев, на чьем курсе училась эта девушка, – человек непростой и неоднозначный. Навязать ему студента практически невозможно.
Если человек опоздал на вступительные экзамены, исключено, что он может поступить, потому что все регистрируется в компьютере. На сайте закрывается регистрация, все сдается в Министерство образования – такое-то количество заявлений поступило, столько-то человек сдали документы. Только после этого абитуриенты получают допуск к экзаменам.
Мне ее жалко – ее просто используют. Заметьте: сначала выступает она, потом выступает Жаманкулов. Его можно понять, он сейчас в очень сложной ситуации. Идет проверка, все это дело тянет на большую аферу. Нет отчетов о ста миллионах, которые уже получены. Они предоставили документы от какого-то ИП на 33 тысячи долларов за какой-то прием. Показали тизер – там только два эпизода снято камерами, все остальное – нарезки из других фильмов. Мне предлагали найти с ним общий язык: мол, он готов с тобой встретиться и т.д. Я всем громко заявил: «Есть финансовые нарушения, принимайте меры!». И что теперь я должен сказать? Нет финансовых нарушений, их не было?
Я никогда не имел общения «тет-а-тет» с девушкой по имени Енлик.
TOTAL: Режиссер Булат Атабаев написал на своей странице в социальных сетях, что нынешний ректор Жургеневки ищет саму Енлик, ее одногруппников, чтобы они написали, что все сказанное – неправда.
– А зачем ее искать? У нее же нет никаких доказательств якобы произошедшего. Сейчас, если она выйдет и скажет, что она все выдумала, это будет выглядеть, как будто ее заставили. У заинтересованных лиц будет пища для очередного скандала.
TOTAL: Что вы можете сказать по поводу выступления режиссера Адильхана Ержанова на кинофестивале «Евразия», когда он заявил, что 80% стоимости его картины «Казахфильмом» не оплачены?
– Его продюсер извинился и сказал, что все было сказано на эмоциях. Процедура выделения денег очень сложная: сначала средства утверждаются в парламенте, в ряде ответственных ведомств. Только потом они поступают в министерство и на «Казахфильм». Ситуация, когда захотел деньги – получил, не захотел – не дал, исключена. Просто он еще молодой режиссер и не понимает механизма финансирования фильмов по заказу государства.
Я уже делал заявление, что теперь государство не будет финансировать фильмы, унижающие национальное достоинство. Казахстанское кино должно нести добро и формировать государственную идеологию. Молодые режиссеры прислали свои работы в специально созданную при «Казахфильме» экспертную группу – в ближайшее время мы увидим очень хорошие картины. Фильм «Дорога к матери» – пример всем изменениям, происходящим в отечественном кинематографе. Кино – дело финансово затратное. И прежде чем получить финансирование, авторы должны доказать целесообразность начала съемок. Экспертная группа при «Казахфильме» определяет и объем финансирования в том числе. Министерство только утверждает или не утверждает тематический план. Финансовую сторону мы не контролируем, потому что не знаем, условно говоря, сколько машин будет разбито, сколько вертолетов будет задействовано или сколько табунов лошадей понадобится искать. Но сказать, что я с закрытыми глазами подписываю тематический план, не могу. Чтобы не получилось, что одни режиссеры постоянно получают госзаказ, а других даже нет в списке.
TOTAL: Еще одна важная тема, которая сейчас волнует казахстанцев, – это судьба городища Талхиз.
– По этому вопросу мы столкнулись с непониманием со стороны акимата Алматинской области, на территории которого находится памятник культуры. У них есть экспертное заключение археологов, что на месте строительства дороги нет культурного слоя. Теперь мы ждем экспертную группу из международной организации – ЮНЕСКО.
TOTAL: Из всего сказанного складывается впечатление, что вы перешли дорогу определенным финансовым группировкам. И раз уж разговор начистоту: чем владеет ваша семья, дети и супруга?
– Я сдаю всю налоговую отчетность, декларацию. И ни для кого не секрет, что моя супруга (Искакова Галия Нигметовна – прим. ИА Total.kz) владеет 51% доли газовой компании (ТОО «Тауекел-Т», занимается поставкой и продажей природного газа населению Алматы и Алматинской области, а также строительно-монтажными работами по газификации и т.п. – прим. ИА Total.kz).
Вы правы, если бы я не стал глубоко копать по «Фениксу»… Там ведь сейчас проверка задевает не только Жаманкулова и режиссера Талгада Жанибекова. Есть люди, которые на все финансовые нарушения закрывали глаза. Есть фильмы, по которым вообще нет никакой отчетности. А там – огромные деньги. Безусловно, есть люди, заинтересованные в том, чтобы проверки прекратились. И эти люди – непростые. Естественно, у меня есть семья, дети. Когда я получил пост министра, я их предупредил: «Теперь я – публичный человек. Будьте готовы ко всему. Будут нападки, провокации, будут «поливать грязью». Кто сейчас меня обвиняет? Беглец Булат Атабаев и Тунгышбай Жаманкулов, погрязший в разборках со своими коллегами.
TOTAL: После всего случившегося не боитесь ли вы, что потеряете кресло министра?
– Никто не застрахован. Но если бы я провалил хоть одно государственное задание, то этого могли бы потребовать, сказать: «Вы как министр не справляетесь». В рамках празднования 550-летия Казахского ханства впервые за много лет был снят и выпущен анимационный фильм. Театры работают, появляются новые постановки, новые фильмы. Идет развитие документального кино, которое долгое время не снималось вообще. Вот смотрите, Акан Сатаев, Канат Мустафин, Ермек Турсунов, Рустем Абдрашев работают и снимают реальные фильмы. Кто-нибудь из них меня «поливал грязью»? Я хочу создать все условия, чтобы знаменитые казахстанцы, работающие за рубежом, могли работать и в Казахстане.
Конечно, дел еще много, но говорить о том, что я как министр – провальный, думаю, нет оснований. Вот посмотрите, раньше нашего народного героя – сказочного персонажа Алдара Косе – показывали каким-то дурачком, который обманывал бая. А ведь по идеологии он – казахский Робин Гуд, который отбирает у богатых и раздает бедным. Но кому-то было выгодно сделать из него «дурачка».
TOTAL: Будете ли вы подавать в суд на Енлик Сыдыкову?
– Да. Я сегодня встречался со своим адвокатом. С одной стороны, понимаю, что ее просто используют, но и не отреагировать не могу. Потому что иначе это будет означать, что ее обвинения небеспочвенны.
Копирование, перепечатка и цитирование материала возможно только c письменного разрешения редакции ИА Total.kz.