Топ-100 Казахстанский «ГУЛаг»: казнить нельзя помиловать
  • 29 марта, 14:57
  • Астана
  • Weather icon +3
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Казахстанский «ГУЛаг»: казнить нельзя помиловать Эксклюзив

Какая реформа нужна нашей системе исполнения наказаний

Украина – одна из немногих стран постсоветского пространства, решившаяся на  либерализацию своей пенитенциарной системы.  Местные «краснопогонники» – так в народе еще с советских времен называют сотрудников исправительно-трудовой  системы – начали с малого: разрешили своим зекам пользоваться мобильными телефонами. Право это получат не все, а только заключенные в колониях с облегченными условиями содержания и то с временными ограничениями. В частности, мобильные телефоны, которые осужденные будут иметь при себе, в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в дежурной части учреждения в специальном журнале. Каждый осужденный может хранить при себе лишь один мобильный телефон.

Украина далеко не первая страна бывшего СССР, которая пытается соскочить  с карательных рельс советского ГУЛага на действительно исправительную платформу западноевропейского образца. Раньше всех за это дело принялись в прибалтийских странах. Сейчас какие-то подвижки, особенно после недавнего скандала с пытками заключенных, наметились в Грузии.

Среднеазиатские государства и страны Таможенного союза, в числе которых и Казахстан, в этом направлении пока опираются на советское наследие и с тех пор «система воспитания» принципиально не изменилась.

Главным недостатком  карательной системы, по мнению ряда экспертов, является то, что непрерывное пребывание человека в изоляции от общества в течение 5-7 лет вызывает у него необратимые процессы в психике. По существу, человек после отсидки в лагере возвращается в общество больным.

При этом эксперты все больше сходятся во мнении, что тюремное заключение никак не влияет на профилактику преступности и ее снижение. Региональный директор международной организации «Международная тюремная реформа» Вера Ткаченко,  а также директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис несколько лет назад поднимали проблему о ситуации с преступностью в Казахстане. С их слов, суды присяжных более склонны к оправданию, чем к обвинению, в то время как профессиональные судьи в силу ряда объективных факторов более склонны к вынесению обвинительного заключения. Процент оправдательных приговоров в Казахстане составляет менее 1%.

Приведем статистику сайта Верховного суда РК:  «В 2011 году всего в районные и приравненные к ним суды республики поступило  49 191 уголовное дело. Судами рассмотрены дела в отношении 18 847 лиц, из них удовлетворено ходатайств в отношении 17 967 лиц, или 95,3%, отказано – в отношении 880 лиц или 4,7%».

Тем не менее, по данным Агентства по статистике при Генпрокуратуре, с каждым годом число зарегистрированных преступлений в республике растет. За прошедший год  было зафиксировано 287 681 криминальных правонарушений – рост по сравнению с 2011 годом почти 40%.

При этом уровень рецидивистов нашей стране – то есть тех, кто уже отбывал наказание или был судим – остается высоким. Так, по данным представительства Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии, 49% осужденных, отбывающих в настоящее время наказание в тюрьмах и лагерях Казахстана, прежде чем попасть за решетку,  уже были однажды судимы.  А две трети из них  попали на нары уже не в первый раз. То есть получается, что как минимум шесть из десяти зеков, отсидев от звонка до звонка, снова возвращаются в казенный дом, поскольку многие из них элементарно не могут адаптироваться к нормальной жизни, единожды получив волчий билет.

Редакция Total.kz  расспросила экспертов: каким образом должна выстраиваться работа с преступниками, чтобы работа казахстанской системы исполнения наказаний встала на путь исправления?

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×