Топ-100 Трехъязычие – реформа ради реформы?
  • 19 апреля, 04:16
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 447,4
  • 477,55
  • 4,76

Трехъязычие – реформа ради реформы?

ИА Total.kz начинает публикацию цикла статей, посвященных «новинке» образовательного сезона – переходу на трехъязычную систему преподавания. Напомним, уже с первого сентября этого года Министерство образования пообещало внедрить инновацию в жизнь. Сегодня своим мнением делится политолог Айдос Сарым.

Это может привести к тому, что мы лишимся даже существующего ныне уровня образования. Когда говорят о «трехъязычии», то многие родители думают, что помимо всех остальных предметов будут преподавать английский или другой языки. На самом деле речь идет о преподавании всех предметов на этих языках. Насколько мы физически готовы к этому – большой вопрос. Трехъязычные курсы никак не смогут заменить качественного образования, которое люди получают в течение четырех-пяти лет. Никаких предпосылок для начала реформы с 1 сентября попросту нет.
Эволюционный процесс образования наиболее оптимален. Есть хорошие школы – Назарбаев школы, казахстанско-турецкие лицеи, куда дети поступают на конкурсной основе и выходят оттуда нормальными полиязычными ребятами. Может быть, надо увеличивать количество таких центров, а не вводить трехъязычие в масштабах всей страны?
Я не против, чтобы дети знали три языка, но это должно делаться не в ущерб остальным важным предметам. К примеру, для сельской местности, где учитель ведет сразу несколько предметов, трехъязычие обернется полной катастрофой.
Первое, что произойдет после начала реализации образовательной реформы, – уход учителей, преподающих всю жизнь на одном языке. Я не уверен, что наши вузы успеют подготовить достаточное количество специалистов, которые смогут заменить «старые кадры». Тем более нет уверенности в том, что молодые преподаватели поедут в дальние села и аулы. У нас и в крупных городах дефицит хороших кадров. Будут ухудшаться все показатели, из-за которых, собственно говоря, реформа и началась.
Рано или поздно мы придем к пересмотру трехъязычного преподавания. Естественно, на местах будет определенный саботаж. Где-то будут сокращать объемы английского языка, где-то русского  и т.д. В итоге вернемся к привычным для нас лекалам. Следующий министр придумает что-нибудь еще. Однако за это время страна потеряет одно поколение, не владеющее знаниями в должном объеме.
По моему мнению, реформы не до конца просчитаны и делаются в угоду сиюминутным политическим интересам. Если кто-то на самом деле решил бы модернизировать систему образования, то он бы понял, что для этого нужно время. Поэтапно подготовить учителей, подготовить материальную базу, ввести «новинку» в одной области, потом в другой и т.д. А сейчас у нас судорожно пытаются сбить все воедино. Несчастные учителя не отдыхают, а ходят на языковые курсы.
Образование – одна из фундаментальных вещей. Речь идет о качестве человеческого капитала, и так бездумно с этим «играть» просто грешно. Те люди, которые сегодня ответственны за сферу образования, вбили себе в голову, что именно эти действия являются спасительными мерами. Безусловно, реформировать систему необходимо, но не таким ущербным путем.
Зададимся элементарным вопросом – почему в русскоязычной школе преподают одиннадцать лет казахский язык, но дети выходят оттуда абсолютно без его знания? Хотя этот предмет такой же, как и все остальные. Почему, если в какой-то школе ухудшаются показатели по математике, химии, физике, это становится предметом обсуждения в управлении образования? Прежде чем переходить к «крупным вещам», необходимо разобраться с этими проблемами. Нельзя одной реформой перечеркивать другую.
Возможно, я ошибаюсь. Но я был бы только рад своей ошибке. Однако в нашей стране достаточно быть последовательным пессимистом, чтобы прослыть пророком. Как показывает практика, декларация и реальная жизнь – немножко разные вещи.
 
ИА Total.kz
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×