Топ-100 Безработица: кому нужна казахстанская молодежь?
  • 19 апреля, 15:46
  • Астана
  • Weather icon +23
  • 447,4
  • 477,55
  • 4,76

Безработица: кому нужна казахстанская молодежь?

Фото: Total.kz

Молодые казахстанцы не могут найти работу, а центры занятости не слишком им в этом не помогают. Работодатели же, пользуясь неграмотностью и незащищенностью, зачастую обманывают новичков. По мнению экспертов, программы занятости не работают должным образом и выделенные на них десятки миллиардов тенге попросту исчезают.

Безработица среди молодежи не только выбрасывает едва начавших жизнь людей за пределы общества, но и напрямую отражается на росте преступности. Молодежные банды грабителей – следствие не выстроенной социальной политики и «отлакированных» официальных показателей. При «взрослой» безработице в 5% уровень незанятых среди молодежи также очень невелик – менее 10%. Однако оптимистичные цифры и парадные заявления о числе трудоустроенных существуют лишь в отчетах и социальных билбордах, развешанных на городских улицах.
Довольно часто вчерашний выпускник вуза или колледжа элементарно не знает своих прав, чем пользуются работодатели. В такой ситуации за помощью можно обратиться в центр занятости населения, правда, и там все хорошо лишь на бумаге.
Азамат – выпускник алматинского колледжа, получивший профессию повара, как и многие молодые люди, столкнулся с проблемой дальнейшего трудоустройства. Безработный Азамат, увидев стенд центра занятости населения, обещающий помощь, решил пойти туда, о чем горько пожалел.
«В центре занятости, выслушав мою проблему, сотрудники сразу же предложили пройти бесплатные курсы переквалификации. Я, конечно, согласился, желание хоть чем-то заняться было велико. Официально зарегистрировался в этой программе, а потом меня попросили подождать какое-то время для набора группы. И направили на работу по одной из вакансий повара. Я проработал там месяц, честно и на совесть выполнял все требования, за оговоренные на словах с работодателем 50 тысяч тенге. Но через месяц меня выперли со словами «извини, у нас сокращения и платить тебе нечем», – рассказывает Азамат.
Набравшись «бесценного опыта», Азамат вернулся в центр занятости, где ему предложили подождать еще: «Сказали, «мы скоро вам позвоним». Я поинтересовался пособием по безработице в связи с сокращением, но в нем мне было отказано, по причине того, что данный случай не соответствует условиям. Самостоятельно выбрав вакансию официанта из доступного списка и проработав на новом месте два месяца, я снова оказался уволенным. Заплатили мне всего за один месяц работы, объяснив это уровнем квалификации и опять сославшись на сокращения. Насчет тех самых курсов мне позвонили спустя шесть месяцев после регистрации и попросили заново заполнить анкету. То есть я потерял столько времени и сил, курсов так и не дождался, и работы до сих пор нет», – пояснил Азамат. Сегодня он, как и тысячи его ровесников, ищет работу самостоятельно.
Политолог Султанбек Султангалиев считает злоключения молодых людей закономерными и видит выход в изменении системы трудоустройства:
– Я с большим скепсисом отношусь к официальным данным о безработице вообще и о безработице среди молодежи в частности. Прежде всего потому что в количество безработных входит только та часть, которая официально зарегистрирована в качестве таковых, но это лишь верхушка айсберга, весьма, впрочем, удобная для чиновных борзописцев, рапортующих о том, как бодро Казахстан бороздит просторы экономической вселенной, как и исключительно удобен уникальный термин «самозанятые», коих насчитывается в стране более двух миллионов человек трудоспособного населения. Достаточно выехать в любой населенный пункт, стоящий на расстоянии 40 км от любого областного центра, и пообщаться с жителями, и вы воочию увидите потрясающий уровень безработицы. Это, так сказать, сермяжная правда жизни.
Государственные программы и не только по поддержке занятости молодежи, а вообще практически все написаны в Казахстане очень хорошо – читать их одно удовольствие. Но, к сожалению, на мой взгляд, весь список положительного в этих программах данным достоинством и исчерпывается. Каким-то удивительным образом все программы начинают пробуксовывать уже на самом начале реализации, а их итоговый результат общество вообще не видит, так как они незаметно и скромно растворяются в заоблачной дымке вместе с десятками миллиардов потраченных тенге.
Что касается непосредственно самой программы занятости молодежи, то она, при всех ее достоинствах, имеет, на мой взгляд, один существенный недостаток, а именно, не поддерживается эффективными законодательными мерами в отношении потенциальных работодателей по обязательной квоте для молодежи при приеме на работу соискателей. Вы скажете, что это вмешательство в бизнес со стороны государства? Помилуйте, но регулирование цен на продукты, которым с периодической регулярностью занимаются органы исполнительной власти, это еще большее вмешательство в механизмы рыночной экономики. И ничего ведь… сейчас повсеместно при поступлении на работу у молодого специалиста требуют стаж. Извините, но откуда вчерашний выпускник вуза или колледжа возьмет этот пресловутый стаж? Где он его приобретет?
Какие меры для улучшения ситуации можно предложить? Прежде всего необходимо учитывать, что наибольшее в процентном соотношении число безработной молодежи находится все еще в сельской местности. Говорю «все еще», потому что молодые люди всеми силами стараются переехать в город в поисках работы и перспективы. Любой город дает шанс зацепиться за работу, пусть тяжелую, малооплачиваемую, но работу. Посмотрите, сколько их, молодых ребят, работают грузчиками, продавцами, на сезонных строительных работах и т.д. Те, кто не находит себя в суете городской жизни, ломаются и деградируют, уходят в криминальный мир.
На мой взгляд, необходимо следующее: внедрение льготного кредитования для ведения малого бизнеса на селе именно для молодежи, причем без требования залогового имущества; создание на государственном уровне системы «вуз - работодатель», «колледж - работодатель», при которой бы гарантировалась трудовая занятость выпускников по полученной специальности на предприятии и госучреждениях хотя бы в течение двух лет. А работодатель, если это коммерческое предприятие (ИП, ТОО, АО), получал бы за участие в данном социальном проекте налоговые послабления. Надо осознавать, что решение проблемы молодежной безработицы напрямую связано с развитием производительных сил страны, с развитием нашей экономики. Никакие предлагаемые, казалось бы, универсально-гениальные меры не достигнут желаемого результата, если в стране не будет собственного производства, собственных новых заводов, фабрик, новых школ, новых больниц и т.д.
Александр Смолин
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×