Топ-100 Удел казахстанской женщины рожать, быть битой и носить хиджаб?
  • 27 апреля, 02:05
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Удел казахстанской женщины рожать, быть битой и носить хиджаб?

Фото: otyrar.kz

Казахстанки надевают хиджабы, их все чаще бьют в семьях и на улицах, но в корпусе акимов женщин отыскать трудно. Социолог, руководитель общественного фонда ЦСПИ «Стратегия» Гульмира Илеуова считает, что в политике гендерного равенства государство должно быть последовательным.

- Изменилось отношение к женщине за последние годы?
- Я не думаю, что отношение к женщине именно в семье и общественной жизни сильно поменялось. В свое время женщины как раз и вытянули экономику, то, что они сделали в 90-е годы, способствовало повышению их статуса, занятию совершенно новых должностей и ниш, появлению множества женщин-предпринимателей. Но если мы говорим о представленности женщин в органах власти, о квотах для них, то с точки зрения гендерного вопроса ситуация явно ухудшилась, так как за соблюдением равноправия в данной области никто не следит.
Насилие же в семье и в быту напрямую связано с дискриминаций в оплате труда, существовавшей в советские годы, продолжающей существовать по сей день. Несколько лет назад средняя женская заработная плата составляла 67% от мужской. Не думаю, что сегодня это сильно изменилось. Кроме того, на низовых уровнях занятости мы наблюдаем широкую представленность женщин, в некоторых профессиях у них явный перевес, но чем выше по социальной лестнице, тем сильнее сокращается их число. Женщина-руководитель крупной компании, женщина-депутат, женщина-министр – это большая редкость, вообще нет женщин-акимов, возглавляющих крупные области и города. 
- Возможно ли, что рост насилия в семьях тесно связан с популяризацией архаичных отношений, с усилением религиозного традиционалистского фактора?
- Если мы говорим о так называемых салафитских, религиозно мотивированных группах, то, по заявлениям КНБ, таких в Казахстане насчитывается около 15 000 тысяч семей. Это, конечно, большая цифра, но настроения, царящие в этих группах, нельзя распространять на все население. С помощью этой выборки мы не можем идентифицировать приверженность аналогичным ценностям у всех казахстанцев. Разумеется, в определенных группах наблюдается дискриминация и насилие со стороны мужчин, но подобное поведение не распространяется на все наши семьи. 
- Могут ли случаи, подобные истории Баян Есентаевой, когда ряд пользователей в сети высказывался в духе «она сама виновата» в том, что ее избили и чуть не убили, влиять на общественное мнение?
- Как преподаватель я скажу, что мы со студентами разбирали этот случай, и все не настолько однозначно. Не было каких-либо массовых акций поддержки или осуждения Баян Есентаевой или других жертв насилия. В данном случае не имелось сформированного общественного мнения, которое подавляющим большинством голосов осудило бы ее. Очень сложно утверждать, что точка зрения, согласно которой «она не права», сильно распространена, она действует в определенных объемах, но не является доминирующим мнением. Также не могу сказать, что есть общая позиция осуждения в ее адрес, напротив, мои студенты-третьекурсники считают: число людей, разочарованных прощением мужа со стороны Баян, гораздо больше, чем число тех, кто ее раньше в чем-то осуждал. Возможно, говорили студенты, она посчитала, что поступает в соответствии с общественным мнением, когда простила мужа, но мнение масс как раз здесь и обернулось против нее, люди решили, что она подобным поступком создала себе антирепутацию. Так же в ходе обсуждения этого скандала мы выявили тенденцию: а какой процент населения вообще знает о произошедшем с Баян? Многие просто не в курсе событий, так что сложно утверждать, насколько ее история является примером. Было активное обсуждение в социальных сетях, но сегодня оно прекратилось. Подобные прецеденты, когда широко обсуждалось вмешательство общества в личную жизнь, существовали и прежде. Например, в одном из исследований 1957 года у молодежи на полном серьезе спрашивали о поддержке практики публичного обсуждения разводов на комсомольских собраниях.
- В международной практике мы видим попытки бросаться из крайности в крайность. На Западе феминизм стал воинствующим, во многих странах Востока женщина поражена в правах. Удается ли Казахстану отыскать золотую середину?
- Такое торжество феминизма, какое мы наблюдаем в западных странах, если и придет в Казахстан, то в очень далекой перспективе. Роль женщины в обществе сильно зависит от традиций культурного опыта той или иной страны. Тем не менее есть мировые тенденции, в том числе Казахстан оценивается в различных рейтингах, и с точки зрения гендерного равенства, представленности женщин в экономике, политике и т.д. тоже. Этот критерий, наряду с остальными, ставит Казахстану оценки в качестве субъекта мировой политики и международной жизни. Конечно, нас интересуют подобные показатели, но регламентировать внутри страны все аспекты международных требований означало бы, что страна останется без своего самобытного лица. Нужно принимать в расчет социально-экономические, культурные показатели и, думаю, не нужно слишком концентрироваться на том, что раньше было лучше, так как многие проблемы, с которыми сталкиваются современные женщины, тянутся из прошлого. Надо смотреть на факты. Произошла конвергенция, женщины теперь спокойно служат в армии, занимаются бизнесом и занимают высокие должности. Тем не менее женская природа, рождение детей и домашние обязательства никуда не делись, и эти две стороны «женской медали» должны быть взаимосвязаны.
- Какие меры может принять государство для улучшения положения женщин? Или нужно начинать с семьи?  
- Безусловно, семейное воспитание играет важную роль, но, мне кажется, в первую очередь необходимо серьезно обратить внимание на экономическую и политическую сферу, в частности, на неравенство в оплате труда, особенно в «тяжелых» отраслях. Необходимо основательно браться и за практическое отсутствие женщин в высших органах власти. В конце концов, почему нет женщин акимов областей и городов? Здесь можно рассмотреть опыт регионального баллотирования кандидатов, это поможет устранить проблему. И только тогда, когда мы уравняем количество женщин и мужчин во власти, откроется дорога к решению других вопросов гендерного неравенства, уже уровнем пониже. Призывать воспитывать в детях правильное отношение к гендерному равенству и в то же время определенным образом проводить политику дискриминации – это двойные стандарты, и это неприемлемо. Необходимо быть последовательными. Если мы принимаем концепции равного положения женщин, надо их вводить в повседневную практику.
Александр Смолин
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×