Топ-100 Генпрокурор РК считает, что амнистия не приведет к разгулу криминала
  • 26 апреля, 21:28
  • Астана
  • Weather icon +5
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Генпрокурор РК считает, что амнистия не приведет к разгулу криминала

Фото: Otyrar.kz

Генеральный прокурор РК Жакип Асанов объяснил, как грядущая амнистия повлияет на криминогенную ситуацию в стране, передает Total.kz с заседания мажилиса парламента, где обсуждается проект закона РК «Об амнистии в связи с 25-летием Независимости Республики Казахстан».

Как отметил, генпрокурор, предлагаемый закон – это девятая амнистия за историю нашей независимости.

«Конечно, в обществе разные мнения и точки зрения. Есть вопросы, не часто ли проходит амнистия, в чем необходимость, снижается ли преступность, если выпустим всех из тюрем раньше срока – не опасно ли это для нас? Такие вопросы существуют в обществе. В СМИ в новостях только криминал – кого-то убили, где-то надругались над ребенком, кого-то задержали со взяткой. Хроники полны преступлений, как будто у нас нет других новостей. Какое мнение у людей может сложиться после этого об амнистии? Поэтому отвечу на главные вопросы», – сказал он.

Прежде всего, Асанов подробно рассказал о целях и задачах предполагаемой амнистии.

«У нас нет задачи снизить тюремное население. Да, раньше была такая проблема. Предыдущие амнистии были направлены на это. Задача этой амнистии совершенно другая. Потому что за 25 лет число заключенных уменьшилось в три раза – со 105 тыс до 36 тыс. За последние 4 года без единой амнистии сокращено на 30%. Причина тому – совместный с верховным судом проект «10 мер по снижению тюремного населения». Основная его идея – «Заслужи свободу сам». Если осужденный докажет, что он встал на путь исправления, загладит ущерб, он может выйти на свободу сам. С момента применения этого принципа необходимости в амнистии не было», – сообщил генпрокурор.
Также он отметил, что в мировом тюремном рейтинге Казахстан покинул 50 стран-лидеров и улучшил позицию с третьего места на 62-е и представил, какую картину мы будем иметь, если данный закон все же будет принят.

«Амнистия распространится на 4 группы: 

Первое – те, кто выйдет из колонии, их 1500 человек. Больше не будет. Это максимум. Они осужденные за нетяжкие преступления. Среди них есть и социально-уязвимые, но эти 1500 полную свободу не получат – 80% из них назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы и они будут под постоянным контролем служб пробации.

Вторая группа – это 11 тысяч человек. Их мы тоже предлагаем освободить, но, заметьте, это те люди, которые отбывают наказание, не находясь в колонии. Это ограничение свободы, исправительные работы, штрафы, то есть они сегодня фактически находятся дома, и мы их предлагаем освободить от этого наказания.

Третья группа, это те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им мы предлагаем только одно – сократить не отбытый срок либо наполовину, либо на четверть, либо на 1/5 часть. Если социально-уязвимый и его преступление тяжкое, то наполовину, если особо тяжкое, то на 1/5 часть. Кто они такие социально-уязвимые – это несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, инвалиды всех групп, женщины, которым 50 лет либо старше, мужчины, которым 60 лет и старше, участники войны и так далее.

Если же кто-то отбывает за тяжкое деяние, но ущерб погасил, то его неотбытый срок предлагаем сократить на 1/4. Хочу привести пример, вот кому-то дали 10 лет, он отсидел 2 года, осталось 8, ущерб погасил. Так вот из этих 8 лет, если применят амнистию, если на него распространяется амнистия, а там очень много оговорок, то из этих 8 лет, ему сократят 2 и ему остается отсидеть дальше 6 лет. Примерно такая формула», – рассказал Асанов.

При этом, генпрокурор отдельно остановился на возмещении ущерба. По его мнению, это хороший стимул для того, чтобы осужденные заключенные стали возмещать ущерб. Ведь сегодня в колониях сидят 3 тысячи осужденных, которые имеют долг перед потерпевшими, перед государством 70 млрд тенге.

«Есть еще одна группа, это те, кто под следствием, либо их дело находится в суде. Они подпадут под амнистию, если их деяние является уголовным проступком либо преступлением небольшой тяжести. То есть в отношении них дела будут прекращены. Естественно, если на это они сами дадут согласие, потому что дело прекращается по не реабилитирующим основаниям. Плюс к ним еще есть социально-уязвимые, которые совершили преступления небольшой тяжести. В общей сложности таких людей 2300. В целом, амнистия может, я подчеркиваю, затронуть, около 28 тысяч человек, но лишь 1,5 тысячи из них выйдут реально из колонии. При этом я еще раз повторяю, что из этих 1,5 тысячи – 80% будут под контролем служб пробации. Остальным либо сократят сроки, если погасят ущерб, либо прекратят дело. Если они дадут согласие на прекращение по такому основанию», – сообщил Асанов.

При этом генпрокурор еще раз напомнил, что ни один заключенный не выйдет из колонии, если он отбывает наказание за тяжкое или особо тяжкое преступление. И это принципиально важно.

«Еще один волнующий всех вопрос – на кого эта амнистия не распространяется: это террористы, экстремисты. Педофилы, убийцы, наркосбытчики, осужденные за изнасилование, за пытки, рецидивисты, лишенные свободы пожизненно, совершившие в преступных группах и так далее. У нас в законе приводится список 113 статей, по которым ни в коей мере суды и органы, ведущие процесс, применять не будут амнистию»,– подвел итог своей речи генеральный прокурор. 

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×