Топ-100 Ожидать ли казахстанцам разрушительных паводков в 2018 году?
  • 28 марта, 22:49
  • Астана
  • Weather icon +3
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Ожидать ли казахстанцам разрушительных паводков в 2018 году?

Фото: total.kz

В этом году, несмотря на подготовку госорганов к сезону весеннего половодья, от паводков пострадали пять областей страны. Подтоплены сотни домов, тысячи казахстанцев остались без крова. Пострадали также объекты инфраструктуры – размыты дороги, прорваны дамбы и т.д. Казахстанцы убеждены: подготовка к половодью со стороны госорганов неэффективна и недостаточна. На днях состоялось экспертное обсуждение аналитической группы «Кипр», где специалисты обсудили, почему, несмотря на обещания, ситуация повторяется каждый год. Причем в ходе мероприятия эксперты обвиняли друг друга, передает Total.kz.

Паводки-2017 актуализировали ряд проблем, на которые казахстанцы обращают внимание не первый год. 

Специалисты водного профиля отмечают отсутствие системного подхода со стороны исполнительной власти, основанного на научных знаниях и практическом опыте ученых. Эксперты считают, что необходимо учитывать цикличность многоводных и маловодных лет и вырабатывать комплексные решения, определить правовой статус гидротехнических сооружений, обратить внимание на подготовку кадров по водопользованию в достаточном количестве. Отмечено также, что многочисленные реорганизации, отсутствие сегодня отдельных министерств по ЧС и водному хозяйству не способствуют повышению качества работы в профильных направлениях. Гражданские активисты обращают внимание на пассивную роль, отведенную населению, тогда как граждане могут выступить как партнеры для госорганов, используя инструменты социального аудита и т.д.

Так, заместитель министра внутренних дел РК Юрий Ильин заявил, что и в дальнейшем возможны угрозы паводков. Однако на данный момент ситуация стабилизировалась.

«Если говорить о дальнейших угрозах паводков, то могу сказать, что они возможны – повышенные расходы воды по реке Караиртыш. По трансграничной реке Или, возможно, тоже будет повышенный расход. Если анализировать, то можно сказать, что завершается опасный паводковый период 2017 года. В СКО ситуация стабилизировалось, уровень воды спал до 17 сантиметров. Там остается около 40-50 домов, которые подтоплены. Напряженной остается обстановка на территории ЮКО в связи с повышенными расходами реки Сырдарья. Там наблюдается угроза подтопления шести населенных пунктов на протяжении длительного периода», – сказал он.

По его словам, в последние годы для предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод, МВД реализовало крупные хозяйственные проекты: строительство Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья, Астанинского контррегулятора. Чрезвычайные ситуации, связанные с вредным воздействием вод, могут возникать в результате ухудшения технического состояния водопроводных и водорегулирующих гидротехнических сооружений.

«В 2016 году в целях недопущения подтоплений построено 122 км и произведен ремонт 146 км существующих защитных дамб, очищено 13,2 тыс. водопропускных труб под автомобильными дорогами и мостами и 1,6 тыс. под железнодорожными путями. В текущем году построено 1,6 км и отремонтировано 42 км защитных дамб, возведено 114 км временных дамб, очищено 22,4 тыс. водопропускных труб под автомобильными дорогами и мостами и 4,2 тыс. под железнодорожными путями. Из населенных пунктов в этом году вывезено 16,5 млн. куб. м снега. В период паводка заблаговременно эвакуировано более 10 тысяч и спасено 90 человек», – говорит замминистра МВД РК.

Кроме того, он считает, что первая причина усиления затопления алматинских улиц в 2017 году в том, что при значительном выпадении осадков арычные сети не справляются. 

«Вторая причина – не везде проложены отводящие каналы, арычные сети. Это способствует тому, что воде некуда деваться. Из года в год наблюдается подъем грунтовых вод. Кто-то говорит, что усиление затопления связано со строительством в советские времена Большого алматинского канала, который пересекает практически все речушки перпендикулярно и не дает подземным водам уходить. Еще наблюдается активное повышение грунтовых вод по северной части Алматы, что препятствует впитыванию воды, соответственно, она разлетается», – сообщил Ильин.

В свою очередь, депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова отмечает, что государственные органы предпринимают конкретные активные шаги к решению водных проблем, но системные и частные аспекты в данной сфере требует упорядочения, верной расстановки приоритетов, глубокого изучения.

«Существует разрозненность управления и изучения в водной сфере. Водные вопросы курируют разные ведомства, в т.ч. Министерство сельского хозяйства, в деятельности которого изначально заложен конфликт интересов, в связи с чем затруднено формирование единой цельной стратегии решения водных проблем. Также из-за отсутствия единого координирующего центра неэффективно управляются научные исследования и бюджетные средства, которые на них расходуются: научные исследования ведутся параллельно друг другу, иногда совпадают в тематике, поскольку идут по линии различных министерств и ведомств. Очевиден недостаток информационного обмена между ними. Таким образом, необходимо ставить вопрос о формировании единого управляющего центра в водной сфере, который сформировал бы единую стратегию развития, включая изучение водных ресурсов, оперативное управление ими и стратегическое планирование», – говорит Ирина Смирнова.

Заместитель генерального директора Казахстанского агентства прикладной экологии по науке, академик Академии водохозяйственных наук РФ (РАВН), доктор технических наук, профессор Малик Бурлибаев говорил о современных проблемах гидрологических прогнозов. С 1991 до 1999 года Казгидромет был вынужден закрыть около 33% наземных метеорологических станций, 65% гидрологических постов, 55% пунктов с агрометеорологическими наблюдениями и 47% аэрологических станций. 

«На действующих метеорологических станциях регистрация данных производилась в меньшем объеме. Качество гидрометеорологических наблюдений также не обеспечивалось на должном уровне, так как используемые в работе приборы имели просроченный срок поверки из-за закрытия в Казгидромете службы средств измерений», – констатировал Бурлибаев.

В свою очередь, завлабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики им. академика Ш.Ч. Чокина Марат Кошумбаев дополняет картину проблемами гидротехнических сооружений Казахстана. 

«Первостепенными задачами должно стать следующее: мониторинг состояния и натурное обследование ГТС, анализ данных и оценка риска возможных аварий, разработка рекомендаций по повышению безопасности ГТС и снижению рисков ЧС, научные исследования по разработке современных конструкций ГТС с повышенной безопасностью, разработка мероприятий по устранению затоплений паводковыми водами и снижению селевой опасности, внедрение альтернативных независимых источников энергии на ГТС для обеспечения безопасности жизнедеятельности и бесперебойной работы измерительных и контрольных приборов, разработка нормативных правовых актов, регламентирующих на научной основе создание системы мониторинга, научно-технического проектирования безопасности ГТС, его строительства, безопасной эксплуатации и консервации», – предлагает он.

Географ Марат Шибутов убежден: чтобы стать эффективными, действия государства должны быть направлены на предотвращение негативных последствий паводков, а не на ликвидацию их последствий. 

«Борьба с паводками должна быть отражена в стратегических документах ведомств. При этом в этих же документах должно быть отражено межведомственное взаимодействие, потому что в одиночку ни одно ведомство это не решит. Кроме того, необходимо разработать финансовый механизм, чтобы было выгодно предотвращать паводки, а не заниматься ликвидацией их последствий», – сказал Марат Шибутов.

Директор общественного объединения «Ангел» Людмила Петрова считает, что возможными причинами масштабных паводков в Казахстане в этом году стали глобальные изменения в природе, отсутствие координации с международными организациями и комплексного подхода к этим вопросам, а также недостаток квалифицированных экспертов: водников, проектировщиков, экологов среди представителей ответственных лиц. Недостаточно финансирования для качественных долгосрочных мер, возможная коррупция. Также игнорируется общественное мнение, отсутствует общественное участие, правовая грамотность населения на низком уровне, нет гражданского контроля и социального аудита.

«Для улучшения паводковой ситуации необходимо разработать стратегический документ с учетом системного подхода не только внутри страны, но и в контексте глобальных изменений, повышать кадровый потенциал нужных экспертов и специалистов (увеличение количества образовательных грантов на соответствующие специальности; популяризация профессий и т.п.), повышать экспертный уровень НПО, обучать представителей населения, проживающих в зонах риска, максимально вовлекать общественность на всех этапах», – отметила общественница.

ИА Total.kz 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×