Топ-100 Почему казахи любят встречать гостей?
  • 06 мая, 21:55
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 439,43
  • 473,31
  • 4,82

Почему казахи любят встречать гостей?

Фото: densaulyk.astana.kz

Не все жители городов понимают и поддерживают традиции гостеприимства. Занятые с утра до ночи горожане говорят, что этот обычай отнимает время и деньги. Однако этнографы уверены: гостеприимство заложено в генах казахов.

39-летняя Ляйля в числе тех редких казашек, которые не любят ходить в гости и принимать их у себя. Это неприятие национального обычая стало причиной частых конфликтов в семье. Муж Ляйли родился в одной из южных областей Казахстана, а там принято встречать гостей с размахом, исполнять их прихоти и желания.

«У меня трое детей, они все школьники. Одного в определенное время надо забрать, а второго - отвезти, третий занимается в спортом. Все это, конечно, требует времени. Но сколько бы мужу я ни объясняла, он все равно любит принимать гостей. И он, и я из аула, больше двадцати лет живем в городе, но если муж случайно встретит земляка - все! Этот человек обязательно приедет к нам домой. Я бросаю свои дела и вожусь с гостем. Прошу своих родственников забрать детей, про совместное выполнение домашних заданий вообще молчу. Потому что в этот вечер важен только гость! Это же ненормально. Как ты будешь двигаться вперед, если свободное время тратится впустую? Например, мне с земляками моего мужа не о чем разговаривать, но приходится поддерживать беседу, обсуждать звезд экрана, а потом такая пустота на душе», - жалуется женщина.

Гости утомляют и мешают строить теплые семейные отношения, уверена Ляйля. Она утверждает, что именно из-за бесконечных приемов умерла ее сношеница.

«Девять лет как ее нет. Казалось бы, ничего такого не произошло, а на самом деле не выдержало ее сердце, переутомилась она. И виновато в этом наше никому не нужное гостеприимство. После того как ее выписали из роддома, начали приходить гости и поздравлять их. Не было рядом людей, которые бы ей помогали. Бедняжка все сама делала: и за новорожденным ребенком ухаживала, и гостей встречала. В один день умерла. Дочке ее еще не исполнилось 40 дней тогда. Ведь женщине после родов нелегко, ей сначала надо в себя прийти, а не гостей встречать. Младенцем ребенок без матери остался, за малюткой толком никто не ухаживал. У девочки дисплазия была, и из-за того что ее не лечили, она инвалид. Сейчас живет с мачехой. Вот вам и гостеприимство!» - злится Ляйля.

По словам этнографов, в давние времена гостеприимство для казахов было не прихотью, а образом миропонимания. Это был своеобразный этический закон выживания в условиях кочевой жизни.

«Казахи делят своих гостей на четыре вида: специальный гость, которого пригласили. Божий гость, который появляется внезапно. Есть гости, которые живут очень скромно и приходят к вам в поисках еды или помощи. И четвертый тип гостей - это люди, которые не заняты делом, им не хватает общения. И любой казах, где бы он ни жил (я повидал казахов в разных странах), с большим уважением относится к гостю. Это передалось нам от отцов и не теряет своей актуальности», - говорит этнограф Ахмет Тохтабай.

58-летняя Алтынкуль все свободное время проводит с внуками, иногда читает книги, общается по телефону с подругами. Она хотела бы каждую неделю навещать родню и друзей, но из-за маленькой пенсии не может себе позволить такие походы.

«Одно и то же надоедает. Изо дня в день готовлю еду, собираю детей в школу, убираю, стираю, глажу. А человеку ведь общения хочется! Но мало хотеть, надо еще деньги иметь. Не пойдешь же в гости с пустыми руками, надо подарки покупать. Вот и сижу», - с грустью рассказывает Алтынкуль-апа.

Когда ходить в гости и как себя там вести хорошо, знает писатель Канат Тасибеков.

«Это из древности идет: в казахском ауле любой новый человек был событием - от него ждали новостей, он вносил разнообразие в быт. Қырықтың бірі Қыдыр, Қонақпен бірге еріп қүт береке кіреді (в переводе с казахского языка означает «Вместе с гостем в дом приходит благополучие и счастье» - прим. ИА Total.kz). Так генетически закрепилось. Это однозначно хорошо! Мы в погоне за общеевропейскими стандартами себя не должны терять. Кто-то из великих сказал: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения». Это у нас есть, и мы это терять не должны», - считает автор книги «Ситуативный казахский».

Однако Ляйля уверена, что традиции народа под воздействием внешней среды меняются. В городских условиях нет странников и путников, которым необходим ваш кров и стол.

«Если раньше кочевник оставался в степи один, то нынешние казахи ездят на машинах, поездах, все мы пользуемся телефонами, разными гаджетами. Сейчас совсем другое время, и, уважая время людей, занятых делом, не стоит болтаться по гостям от нечего делать. Надо работать, совершенствоваться, а не сидеть и болтать, как это делают некоторые», - говорит Ляйля.

Мнение Ляйли не разделяют ее родители и родственники. «Я им больше не говорю о своих чувствах, просто потихоньку «воспитываю» мужа», - заключает женщина.

Сара Исаева 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×