Нуждаются ли спецслужбы в реформировании?
Стало известно, что в России готовится масштабная реформа силовых ведомств. По мнению большинства экспертов, создание министерства государственной безопасности позволит соседям более эффективно бороться с новыми вызовами и искоренит коррупцию в правоохранительных органах. Занялись реформированием своих спецслужб и страны Запада – последние теракты в Европе показали всю уязвимость прежней системы безопасности.
Судя по последним событиям в Казахстане, отечественные правоохранительные структуры оказались не готовы к глобальным угрозам. Впрочем, сами силовики и не скрывают своих упущений. Трагические инциденты в Актобе и Алматы показали, что мер предотвращения деструктивных действий явно недостаточно – отсутствие единого центра привело к потере внятной коммуникации между различными ведомствами, отвечающими за порядок в стране. Кроме того, население долгое время находилось в информационном вакууме, получая отрывочные данные из различных источников, что в конечном итоге привело к возникновению панических настроений. К примеру, в южной столице единственный стрелок держал в напряжении крупнейший мегаполис в течение целого дня. И только ценой человеческих жизней его удалось обезвредить.
Современные геополитические реалии ставят перед спецслужбами абсолютно иные цели, нежели ранее. Такие понятия, как гибридные войны, сепаратизм, религиозный фанатизм, международный терроризм обретают в Казахстане вполне зримые очертания. Попытки решить эти вопросы по «старым лекалам», скорей всего, приведут к отрицательному результату. По мнению большинства аналитиков в области национальной безопасности, казахстанские спецслужбы нуждаются в экстренной модернизации. К слову, власти прекрасно понимают уязвимость государства в этом отношении. Например, Минобороны в качестве превентивной меры готовит обновленную военную доктрину, которая будет представлена в ближайшее время, на базе подразделений внутренних войск сформирована Национальная гвардия, при министерствах создаются группы для осуществления информационной безопасности, готовятся поправки в законодательство. Однако у отдельных ответственных структур отсутствует системный подход к угрозам – там строят стены вокруг собственных региональных управлений. Чтобы не изобретать велосипед, достаточно обратиться к мировому опыту.
Зарубежные спецслужбы столкнулись практически с тем же набором проблем, что и их казахстанские коллеги. После последних террористических актов французские власти дали крайне низкую оценку работе своих спецслужб, потребовав от последних незамедлительных изменений. Главным упреком стал низкий уровень коммуникации между различными служебными ветвями. Имея информацию о потенциальных террористах, разведслужбы Франции позволили им осуществить теракты – к примеру, военные отказывались выполнять приказы полиции и наоборот. Специальная комиссия пришла к выводу, что стране необходим единый центр противодействия терроризму.
Турция, пережившая недавно неудачный военный переворот, меняет свое отношение к вопросам нацбезопасности. По словам турецких чиновников, масштабная модернизация силовых структур стала ответом на требования граждан обеспечить спокойствие в стране. Кстати, соседи по постсоветскому пространству также стоят на пороге радикальных изменений.
В Молдове должно появиться ведомство, готовое противостоять любым провокациям на региональном и мировом уровнях, угрожающим интересам страны. Вопрос создания Национальной службы информации уже рассматривают молдавские парламентарии. Новая структура должна получить дополнительные полномочия и обязанности.
В Российской Федерации подошли к вопросу масштабно – в недрах Кремля созрело решение об унификации всех спецслужб. Речь идет о создании целого министерства государственной безопасности. Существование МГБ, по мнению разработчиков проекта, позволит максимально рационально и эффективно противостоять любым внутренним и внешним угрозам.
Структурный анализ последних вызовов позволяет сделать вывод, что для решения вопросов национальной безопасности Казахстан остро нуждается в реорганизации служб специального реагирования. Для защиты суверенитета требуется внедрение не только новых подходов, но и организация центра принятия решений. Такой центр должен заниматься обеспечением политической, экономической, социальной, информационной безопасности. Кроме того, он должен осуществлять курирование кибербезопасности, которая с развитием средств коммуникации становится чуть ли не главным источником экстремистских настроений. В общем, реформы нужны уже сегодня, иначе завтра может быть уже поздно.
ИА Total.kz