Две трети аэропортов Казахстан работают в убыток

Только треть казахстанских аэропортов имеет положительный финансовый результат деятельности

Только треть казахстанских аэропортов имеет положительный финансовый результат деятельности, передает КазТАГ со ссылкой на сообщение агентства РК по защите конкуренции (АЗК).

“Установлено, что по итогам деятельности за 2011 год и январь-апрель 2012 года из 21 аэропорта положительный финансовый результат имеют 7 аэропортов. Основную долю дохода (выручки) от всей деятельности аэропортов занимает ряд услуг, относящихся к сферам естественных монополий и регулируемым рынкам”, - указывается в информации, распространенной во вторник.

Как отмечается, аэропорты по 5 оказываемым услугам являются субъектами естественной монополии, а по 8 услугам занимают доминирующее положение.

Между тем установлено, что многие аэропорты осуществляют и другую деятельность, являющуюся технологически связанной с аэропортовской деятельностью. А именно: уборка воздушного судна (ВС), зарядка ВС азотом, кислородом, электроэнергией, буксировка ВС, метеобеспечение, предполетный медицинский осмотр экипажа, бортовое питание. При этом у большинства аэропортов указанные услуги являются убыточными либо низкодоходными.

Кроме того, установлено, что в отдельных аэропортах республики аэропортовские услуги (техническое обслуживание ВС по транзитной форме, обслуживание пассажиров, посадка-высадка пассажиров, противообледенительная обработка ВС, буксировка ВС, уборка ВС) осуществляются отдельными авиакомпаниями самостоятельно.

В этой связи по итогам проведенного анализа АЗК рекомендует агентству РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) рассмотреть возможность исключения из сферы естественных монополий услуг по обеспечению взлета и посадки воздушного судна, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, рабочего места (площади) для регистрации пассажиров, что позволит аэропортам осуществить реконструкцию взлетно-посадочных полос и развить инфраструктуру аэропортов.

Также по результатам анализа предложено внести соответствующие изменения в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. При этом аэропортам будет рекомендовано не допускать резкое и необоснованное повышение тарифов на услуги, по которым предлагается исключить их из реестра.

Поделиться