Казахстан теряет свой транспортный потенциал

Отечественные транспортники уже четыре года не могут обновить свой парк, им нужна помощь государства

В Таможенном союзе много законодательных перекосов, которые мешают развиваться данному объединению. Больше всего в Казахстане озабочены конкурентоспособностью отечественных международных автоперевозчиков, сообщил корреспонденту Total.kz президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Талгат Акуов.

Парк подвижного состава находится в неудовлетворительном состоянии, так как с 2009 года практически не обновлялся. Казахстанские транспортные компании перестали покупать европейские грузовые автомобили. Причиной тому большая цена, которая выросла после вступления в ТС, это повлекло за собой необходимость уплаты дополнительных пошлин, уточнил Акуов.

В 2009 году Евразийская экономическая комиссия в рамках Таможенного союза отменила нулевые таможенные пошлины на приобретение грузовых автомобилей из третьих стран.

«В этом вопросе понятны интересы России, они высокими пошлинами на импорт защищают свой автотранспортный рынок (КамАЗы). А нам непонятно, почему это нужно было делать в РК? И мы из политических соображений были вынуждены подчиниться и тоже принять у себя их высокие таможенные пошлины на ввоз европейских машин. Но с этим не согласились казахстанские перевозчики.

Казахстан сейчас несет в этой сфере серьезные экономические потери, и из-за нерасторопности правительства в этом вопросе мы своими руками постепенно уничтожаем собственный транспортный потенциал и передаем свой рынок белорусским и российским транспортным компаниям», - говорит руководитель Ассоциации предпринимателей.

По данным НАП, сейчас в России около 30 000 автофур, в Беларуси — 11 700, в Казахстане — 10 000. Исходя из приведенных данных, очевидно, что в Беларуси количество автотранспортных средств больше, чем в Казахстане. Хотя до 2009 года все было наоборот.

«Это произошло благодаря тому, что хоть Беларусь и вошла вместе с Казахстаном в Таможенный союз, но в отношении усиления транспортного потенциала они заняли правильную позицию и смогли настоять на своем. Республика Беларусь не прекращала обновлять свои автотранспортные средства, закупая европейские машины», - считает Талгат Акуов.

По его словам, в 2009 году указом президента Беларуси были восстановлены нулевые таможенные ставки на покупку транспортных средств из третьих стран. И поэтому белорусы сразу получили преимущественное положение в покупке грузового транспорта европейских моделей.

«Очевидно, что если Казахстан не хочет разрушить свой потенциал и тем самым отдать свой рынок иностранным транспортным компаниям, то необходимо принять срочные меры по поддержке отечественных автотранспортных компаний, дав им возможность приобретения транспорта европейского качества по нулевой таможенной ставке. Считаю, что от нашего правительства требуется принятие аналогичных мер по государственной поддержке», - заключил Талгат Акуов.

Алтай Сандыбаев

Поделиться