Казахстанские банки терпят миллиардные убытки

По данным Комитета по финнадзору Нацбанка РК, за первые семь месяцев финансовые учреждения понесли совокупный убыток на сумму 872 млрд тенге

Сразу два независимых источника на банковском рынке сообщили о возможности слияния «Евразийского Банка» и банка RBK, возможно, в формате поглощения первым последнего. Если слияние состоится, на рынке появится новый очень крупный игрок, но его устойчивость будет под вопросом, пишет в четверг деловое издание «КурсивЪ».

Банковский рынок страны находится не в лучшей форме. По данным Комитета по финнадзору (КФН) Нацбанка РК, за первые семь месяцев 2012 года банки страны понесли совокупный убыток на сумму 872 млрд тенге. Не лучшее время для слияний и поглощений. На чем же основаны прогнозы о возможном поглощении? На мнениях о якобы существующей близости банков друг к другу и о том, что банк RBK переживает не лучшие времена.

Участники рынка упорно считают, что «Евразийский» и RBK контролируются близкими структурами. С официальной точки зрения это не так. Ни КФН, ни официальные отчеты банков не свидетельствуют об их аффилированности. Более того, на сайте «Евразийского» висит официальный пресс-релиз от 25.10.2010 года, отрицающий причастность «Евразийского» к «Казинкомбанку» (бывшее название RBK) и наличие каких либо аффилиатов среди акционеров банка.

Однако наблюдатели указывают, что как минимум неформальные связи между банками имеются. Председатель правления RBK и, по официальным сведениям, основной акционер банка Фарид Люхудзяев является выходцем из «Евразийской группы», на базе которой была сформирована группа ENRC. Ее акционеры, в свою очередь, являются бенефициарами «Евразийского Банка» (согласно отчетности последнего). Известный банкир Жомарт Ертаев, ранее возглавлявший «Евразийский» (отстранен от должности органами финнадзора), работает консультантом в RBK и активно продвигает этот банк в социальных сетях.

За время сотрудничества с господином Ертаевым RBK банк прославился рядом громких PR-акций, например, покупкой фотографии группы Beatles за 16 тыс. фунтов стерлингов (3,7 млн тенге). Кстати, идею банку подал Борис Уманов, являющийся членом совета директоров «Евразийского».

Оба банка работают с прибылью: у «Евразийского» нераспределенный чистый доход за 9 месяцев 2012 года составил 5,2 млрд тенге, у RBK – 109 млн тенге. Но перспективы развития у них неодинаковы. «Евразийский» объявил о широкомасштабной экспансии в розницу и планирует увеличить до конца года количество филиалов с 18 до 20 и отделений – с 65 до 127.

RBK подобных заявлений не делал, и неудивительно. В начале июля Нацбанк приостановил на полгода лицензию RBK на проведение банковских и иных операций в части приема депозитов, открытия счетов физлиц за «предоставление регулятору недостоверных отчетности и сведений, систематическое (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушение нормативных правовых актов».

Приостановка лицензии особенно чувствительна сегодня, когда казахстанские банки, вынужденные сократить после кризиса объемы фондирования за рубежом, активно привлекают средства населения. По данным «Тройки Диалог», за первые семь месяцев этого года розничные депозиты по банковской системе в целом показали рост (на 1,5% за июль), а корпоративные, напротив, снижаются (на 1,7% за тот же месяц). Пока другие банки активно развивают розницу, RBK вынужден временно стоять в стороне.

Год назад наблюдатели, придерживающиеся точки зрения о якобы существующей близости банков друг к другу, прогнозировали, что очищенный от плохих активов «Евразийский» будет продан. Если бы банки действительно были близки, это было бы логичным. Зачем держать под одним крылом два розничных банка, конкурирующих друг с другом? Но этого не случилось. Сегодня источники на рынке прогнозируют, что RBK, временно не способный привлекать депозиты от населения, будет поглощен «Евразийским».

Подобное слияние (независимо от того, близки банки или нет) не привело бы к переструктуризации рынка. Совокупные активы объединенного банка составили бы 507,1 млрд тенге, из них на долю «Евразийского» пришлось бы 435,7 млрд тенге (исходя из данных КФН на 01.09.2012). Это подняло бы «Евразийский» на одну строчку в общем рейтинге банков по активам – с 10-го на 9-е место. Зато оба банка, провозглашающие стратегический курс на лидерство («Евразийский» – в сегменте крупных, RBK – средних банков), столкнулись бы с неизбежными издержками, вызванными сложными процессами по слиянию бизнесов. Неудивительно, что такая перспектива не радует банк, находящийся в лучшем положении.

«На данный момент слияния между РБК и «Евразийским Банком» не планируется. Как в прочем и в будущем. Между нашими бизнесами нет возможности синергии», – сообщил «Къ» предправления «Евразийского» Майкл Эгглтон. И призвал воздержаться от «спекуляций» на тему возможного слияния. Правда, заметил, что «мы готовы рассматривать варианты приобретений, но лишь таких, которые положительно скажутся на прибыли и принесут дополнительные преимущества бизнесу банка».

В RBK к моменту выхода данной статьи прокомментировать ситуацию не смогли.

Поделиться