Компании РК поборются за советские бренды
В рамках ТС готовится договор о товарном знаке, который должен решить споры относительно так называемой проблемы советских товарных знаков
В рамках Таможенного союза готовится договор о товарном знаке, который должен решить споры относительно так называемой проблемы советских товарных знаков. Лариса Константиниди, начальник юридического отдела АО «Конфеты Караганды» отметила, что юридически право владельца товарного знака может быть отчуждено только в судебном порядке, а не постановлением правительства. И это необходимо отобразить в готовящемся договоре, считает она. Речь идет о таких товарных знаках, как «Красная Шапочка», «Мишка на севере», «Буратино», «Тархун» и другие, сообщает Kapital.kz.
По мнению Константиниди, права владельцев советских товарных знаков должны быть сохранены за местом их регистрации. У фабрик каждой страны Таможенного союза, должно сохраняться право на использование товарного знака с аналогичным названием. И эти товары должны свободно существовать на рынке единого экономического пространства. Компания одной страны не должна предъявлять компании другой страны санкции, считает эксперт.
В России есть орган – Центр по защите прав потребителей, который уполномочен отслеживать ввозимый товар из Казахстана и применять санкции в соответствии с Административным кодексом России. В Казахстане такого уполномоченного органа нет. При отсутствии этого ведомства ситуацию в ТС можно описать, как игру в одни ворота.
В итоге российские конфеты под общими советскими брендами свободно присутствуют на рынке. И казахстанские производители такой же продукции, не имея защиты, не имеют возможности проследить наличие конкурентов на рынке и применить к ним меры, поскольку нет механизма контроля. А в России это делается централизованно, отметила начальник юридического отдела АО «Конфеты Караганды».
Как отметила Константиниди, в Казахстане также нет соответствующей маркировки. По закону РК, на этикетке кондитерских изделий должно быть наименование производителя, его адрес и наименование самого изделия на казахском языке.
Казахстанские производители сетуют, что российская продукция без проблем поступает в любые регионы Казахстана с маркировкой только на русском языке, так как по регламенту технические требования выполняются. А казахстанская продукция должна быть переведена на казахский язык. Это, по мнению начальника юридического отдела, создает неравные условия для конкуренции.
Лариса Константиниди отметила и плюсы Таможенного союза. В частности, увеличение экспорта казахстанской кондитерской продукции в Россию. Однако он все же ограничен по причине того самого конфликта вокруг общих товарных знаков. Но каждый производитель решает этот вопрос по-своему, например, регистрирует отдельные товарные знаки в России. За последние 2 года экспорт в РФ из Казахстана вырос в 2-3 раза. Доля экспорта фабрик, входящих в ассоциацию, составляет в среднем 10-12% от общего объема.