Кто мешает Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана?

ЕЭК составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза (ТС). На первом месте оказались Евросоюз и США, на втором — Украина, замыкает тройку Узбекистан, пишет rbcdaily.ru

Сколько недополучает ТС в результате такого притеснения, сейчас подсчитывается. Однако только от украинских ограничений ущерб для союза составляет порядка 200 млн долл. в год.

Всего по отношению к странам ТС применяется 105 ограничительных мер, большая часть из которых (44) являются антидемпинговыми (также 13 приходится на акцизы, 12 — на санкции экономического характера, по 5 — административные барьеры и дополнительные сборы, 4 — на квотные ограничения и др.). На долю стран дальнего зарубежья приходится около 62% ограничений. Лидерами являются страны ЕС и США (по 18 мер).

К примеру, ЕС применяет антидемпинговые меры (всего 6) в отношении трубной, химической продукции, запрещает ввоз шкур рыси и волка, а также ограничивает поставку зерновых, текстиля и товаров ядерного цикла. Немало проблем для стран ТС создает и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции (система REACH).

США применяют экономические санкции (8 мер) к белорусским товарам, антидемпинговые меры в отношении химической и металлургической отраслей России и Беларуси, а также значительно ограничивают импорт оружия из России. Не менее негативный эффект на товары ТС оказывают и ограничения, применяемые Индией (8 мер в отношении химической продукции) и Китаем (6 мер, также в основном химическая продукция).

На страны СНГ приходится 38% ограничительных мер. Ближайшая российская соседка Украина применяет 16 мер, 10 из них — антидемпинговые (в отношении древесноволокнистых плит, стекла, метанола и др.). Не меньше препятствий чинит и Узбекистан, применяющий чуть меньше ограничений, чем Украина (всего 15 мер). Однако Узбекистан применяет дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций (мука, кондитерские, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво). Так, к примеру, для молочной продукции стран ТС установлен акциз в размере 70%, колбасных изделий — 30%.

Помимо прочего, Узбекистан применяет довольно большое количество административных мер воздействия. Так, на территории страны конвертация валюты в СКВ (свободно конвертируемая валюта) задерживается в среднем на срок от 3 до 12 месяцев, при этом получение потребительских кредитов возможно только для приобретения товаров местного производства. По экспертным оценкам, из-за валютной проволочки экспортеры сильно проигрывают финансово (в среднем на 10—12% меньше возможного дохода).

Жалуются и сами участники рынка. «Узбекистан в целом имеет особые подходы, там довольно жесткая система защиты внутреннего рынка. И мы получаем жалобы от членов нашего союза», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его словам, различные ограничительные меры также активно вводят Азербайджан, Грузия и Армения, из западных стран — ЕС. «Даже спорный вопрос, кто больше препятствий чинит — ЕС или Узбекистан», — добавляет г-н Даниленко.

Подсчет недополученного дохода ТС вследствие применения различных ограничительных мер сейчас проводится, говорит министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. По его словам, только от украинских ограничительных мер в торговле ущерб для ТС составляет порядка 200 млн долл. в год. Всего на данный момент проводится 7 расследований (5 антидемпинговых, 1 специальное защитное, 1 в отношении установления дискриминационных действий).

Впрочем, количество ограничений должно уменьшиться из-за вступления России в ВТО. Например, антидемпинговую меру США (пошлины в размере 253,98%) в отношении той же аммиачной селитры можно будет оспорить, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Также США обещали отменить после президентских выборов и поправку Джексона—Вэника.

Ряд споров действительно можно урегулировать на площадке Женевы, соглашается вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. Однако механизм урегулирования торговых споров в рамках ВТО долгий и занимает годы, добавляет эксперт.

Поделиться