Откажется ли Европа от Южного потока?

Фото: gazprom.ru

«Южный поток» — это глобальный проект «Газпрома» по строительству газопровода через акваторию Черного моря

28 апреля лидеры европейских стран и США намерены обсудить новые санкции против России. Они, как заявил президент США Барак Обама, могут вступить в силу в тот же день. На этот раз санкционные меры должны приниматься коллегиально со стороны ЕС и США. Среди мер, напрямую не включенных в список санкций, но которые объединенная Европа может реализовать для наказания России, называют срыв одного из самых амбициозных газовых проектов современности – «Южный поток». Об этом европейские лидеры ранее уже предупреждали Москву, сообщает Oilnews.kz.

Пресс-служба российского нефтегазового монополиста отметила, что «Южный поток» — это глобальный инфраструктурный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков. В конце 2015 года по «Южному потоку» должен быть поставлен первый газ. Ожидается, что на полную проектную мощность газопровод выйдет в 2018 году.

Морской участок газопровода «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от российского побережья до Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит более 930 километров, максимальная глубина — более двух километров.

«Проект строительства газотранспортной системы «Южный коридор» реализуется группой «Газпром» в целях обеспечения ряда регионов центральной и южной России дополнительными объемами природного газа для развития промышленности, коммунального хозяйства, расширения газификации, а также в целях обеспечения подачи газа в «Южный поток». Общая протяженность трассы газотранспортной системы составит 2506,2 км. В рамках реализации проекта предполагается строительство 10 КС общей мощностью 1516 МВт. Пропускная способность системы газопроводов «Южный коридор» составит 63 млрд куб. м газа в год. Проект планируется реализовать до конца 2017 года», — сообщили в ведомстве.

Сухопутный участок газопровода протяженностью около 1455 км пройдет по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении до Италии. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Сербскую Республику.

Вместе с тем в течении марта и апреля 2014 года поступило несколько сообщений, по которым можно было судить о решимости ЕС отказаться от строительства газопровода. В частности, информация о демонтаже Болгарией символического участка трубы нефтепровода «Южный поток» с первым сварным швом. Правда, затем эти сообщения были официально опровергнуты.

Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер заявил, что не будет пытаться ускорить ход переговоров по поводу газовых трубопроводов, в особенности по «Южному потоку». Напротив, такие переговоры будут отложены. Он также подчеркнул, что «Южный поток» не будет эксплуатироваться в Европе, пока он не соответствует европейскому антимонопольному законодательству.

Пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам энергетики Марлен Хольцнер сообщила о направлении Европейской комиссией письма Москве и отметила, что соглашение России и правительств стран Центральной и Южной Европы по строительству газопровода «Южный поток» не отражает основополагающих принципов европейского газового рынка.

«Если Россия не согласится на пересмотр семи соглашений, то комиссия уже рекомендовала странам ЕС не работать по существующим контрактам по «Южному потоку», потому что они несовместимы с законодательством ЕС. Если соглашения не изменят, то газопровод из России никогда не заработает», — заявила Хольцнер. Она подчеркнула, что ЕС пугает монополия «Газпрома» на трубопровод, так как он должен быть доступен, в том числе, и для европейских газовых компаний, что не устраивает Москву. ЕС беспокоит и то, что цены на использование трубопровода будет вновь определяться российским газовым монополистом. «Сейчас в Еврокомиссии настроены решительно и готовы, что переговоры в этом вопросе могут затянуться и на два года», — сказала г-жа Хольцнер.

В свою очередь министр энергетики России Александр Новак заметил, что данный проект задокументирован соглашениями между Россией и странами, по территории которых пройдет маршрут, а это Австрия, Болгария, Венгрия, Сербия, Хорватия и Словения. Остальные европейские страны смогут получать газ транзитом через эти государства. «Согласно нормам международного права, приостановка проекта не может проходить в одностороннем порядке. Еврокомиссия не в силах приостановить строительство газопровода. Этот проект основан на международных соглашениях. Поэтому работа в этом направлении продолжается», — заявил он.

Несмотря на это, 17 апреля Европарламентом была вынесена рекомендация заморозить строительство газопровода.

Однако неожиданно резко против замораживания проекта «Южный поток» выступил ряд стран, по территории которых он должен пройти. В частности, министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев заявил, что «Южный поток» даст стране 5 тысяч новых рабочих мест и увеличит ВВП Болгарии на 2%. София объявила, что если проект будет сорван, то она потребует от Евросоюза компенсации в более чем 1 млрд долларов.

«Болгария является членом ЕС, но самым важным для нас остаётся национальный интерес», — сказал Стойнев.

Не выразила восторга планами Европарламента и Сербия, которая также связывает с Южным потоком большие газовые надежды.

Возможно, именно из-за недовольства некоторых акторов проекта уже 24 апреля гендиректор генерального директората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори заявил, что в настоящий момент вопрос приостановки проекта не обсуждается. «Сейчас имеет значение то, чтобы вернулись политические условия для необходимого сотрудничества между ЕС и Россией, мы работаем в этом духе. Скоро состоится важная трехсторонняя встреча по этому вопросу. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер уже отправил предложение и получил ответ российского министра энергетики Александра Новака. Нужно договориться очень быстро о дате», — сказал он.

Тем временем на Западе в середине прошлой недели видимо также внимательно следили и за договоренностями на встрече глав МИД прикаспийских стран, которые провели переговоры в Москве. Напомним, что главы МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров, Ирана — Мохаммад Джавад Зариф, Казахстана — Ерлан Идрисов и Туркменистана — Рашид Мередов приняли решение об ограничениях на размещение на Каспии военных сил третьих стран. Но для ЕС крайне важен другой аспект – принятие действенных решений по разграничению акватории Каспийского моря для полноценной работы над строительством газопроводов из Азербайджана и Туркменистана для поставок голубого топлива в Европу. В частности, неопределенность с Транскаспийским газопроводом видимо крайне беспокоит ЕС, на фоне обострения отношений с Россией. Поэтому, стоит ожидать, что западная дипломатия будет прилагать все больше усилий для склонения на свою сторону богатых углеводородами стран Каспия и тем самым сократить или свести на нет зависимость от российского газа.

Перед стартом очередных переговоров по Каспию в Москве представитель ЕС в Азербайджане Малена Мард сказала, что активно продолжаются переговоры Европы с Азербайджаном и Туркменистаном по поставкам газа через Транскаспийский газопровод. «Южный газовый коридор, включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя», – подчеркнула Мард.

Европа активно ищет альтернативу «Южному потоку» на каспийском направлении. Однако сможет ли она полностью отказаться от столь значимого для нее проекта с участием «Газпрома», пока не известно.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аджар Куртов сказал, что в настоящее время существует лишь риск выполнения угроз в адрес России со стороны ЕС относительно сокращения закупок российского газа. Конкретного и обязательного решения на сей счет так и не принято. Оно и понятно: в условиях продолжающегося кризиса на Украине идет «война нервов». Москве постоянно грозят санкциями. Очевидно что «газовый шантаж» со стороны ЕС является одним из слагаемых этих санкций. Однако, как в отношении санкций вообще, так и в отношении проектов «Южный поток» и «Северный поток» среди членов ЕС нет полного единодушия. Существуют разные позиции и оценки. Часть стран выступает против каких-то дискриминационных мер по отношению к российским поставкам газа. Оно и понятно: ведь не надо представлять дело таким образом, что только один «Газпром» получает прибыль от поставок российского газа в страны ЕС. Прибыль и весьма немалую получают и страны транзитеры, и фирмы, обслуживающие поставку газа конкретным потребителям. Кроме того, нужно понимать, что Россия уже плотно интегрировалась в мировую рыночную экономику. И какие-либо резкие действия в ее адрес неизбежно нанесут удар по заинтересованным бизнес-структурам на Западе.

«Поэтому пока, скорее всего, будет продолжаться воинственная риторика, но до конкретных антигазпромовских мер дело не дойдет. Помимо прочего к такому выводу располагают и чисто экономические аспекты: ни Норвегия, ни Катар не собираются резко наращивать свой экспорт природного газа в Европу, замещая тем самым российский газ. США тоже в течение нескольких лет не смогут поставлять свой газ на европейский рынок в нужных объемах. А что касается Азербайджана и Туркменистана — то эти игроки не могут быть серьезной альтернативой российским поставкам. Вторая очередь месторождения «Шах-Дениз» войдет в строй только через три года, а пока необходимых экспортных объемов газа у Баку нет. Даже Турция сегодня договаривается из-за этого с «Газпромом» об увеличении поставок российского газа по «Голубому потоку» на 3 млрд кубометров. Транскаспийского магистрального газопровода как не было, так и нет. Хотя разговоры о нем ведутся уже почти 20 лет. Как были расхождения между Ашхабадом и Баку по спорным месторождениям, так они и остаются. Малые газопроводы погоду не делают. Заместить российский газ в ЕС не способен будет даже весь Транскаспийский газопровод с его предположительной мощностью в 30 млрд кубов в год. А есть еще и китайский фактор. Китаю тоже невыгоден проект Транскаспийского газопровода, а Пекин имеет хороший финансовый рычаг давления на Ашхабад в силу ранее выданных кредитов. Таким образом, в среднесрочный период (3-4 года) вряд ли стоит ожидать от ЕС радикальных мер по отказу от российского газа. А за этот срок, скорее всего, ситуация на Украине стабилизируется и острота противостояния по линии ЕС-Россия ослабеет. Впрочем, недружественные акции по отношению к проекту «Южный поток» будут продолжаться», — сказал Куртов.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что строительство Южного потока осуществляется на основании многостороннего соглашения между разными государствами, ведь он проходит по их территориям, никакой «единой» лицензии не существует, а есть отдельные страновые лицензии. Евросоюз своими директивами может рекомендовать странам не участвовать в проекте, но это опять-таки, носит рекомендательный характер. К тому же не стоит забывать о том, что он может рассматриваться как отдельные проекты по обеспечению газом конкретных стран, а значит, это лишний раз показывает, что именно государства-участники проекта будут решать его судьбу.

«Так что даже если Евросоюз введёт какие-то санкции, правда не совсем понятно какие именно, то это вряд ли существенно отразится на проекте. Южный поток, безусловно, важен и нужен, и теперь уже в этом можно не сомневаться он будет осуществлён. Он позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу, и снизить зависимость поставщика и покупателей от стран-транзитёров, в частности, от Украины и Турции. Россия неоднократно это подчёркивала. Собственно, точка «невозврата» была пройдена ранее, когда Россия раз и навсегда ответила всем своим критикам, заявив, что будет реализовывать проект, несмотря ни на что.

Отдельно следует отметить, что различные заявления последних недель со стороны Евросоюза ничуть не приостанавливают реализацию. Да, у Еврокомиссии есть к нему определённые претензии, но никто не вводит, да и вряд ли может ввести прямой запрет. Работы по проекту не приостанавливаются и будут продолжены. Что касается стремления Европы полностью отказаться от российского газа, то теоретически, такая возможность существует. Но реализовать её мгновенно она не может. И потому, что у Европы есть долгосрочные договорённости с Россией о поставках газа. И потому, что ЕС вряд ли сумеет его сразу заменить другими поставками, а это означает, что жители останутся без тепла и света, промышленность — без сырья. Вряд ли Европа этого хочет. И, наконец, главное. Если уж ЕС действительно хочет диверсифицировать поставки газа, то было бы логично и оправдано сохранить Россию в числе поставщиков, чтобы не впасть в зависимость от других государств и всегда иметь возможность манёвра в зависимости от того, как изменится политическая или экономическая ситуация в мире», — сказал Oilnews Дмитрий Баранов.

Главный редактор журнала «Геополитика» руководитель администрации Международного общественного движения «Евразийское движение» Леонид Савин считает, что нынешние разговоры об интересах поставщиков газа из стран постсоветского пространства подстроиться под нужды ЕС не нужно смешивать с попытками США наложить на Россию санкции и демонизировать ее руководство. Любые широкомасштабные инфраструктурные проекты должны анализироваться не только исходя из политической конъюнктуры, но и с учетом геополитического положения. Азербайджан с Туркменией вряд ли смогут быть полноценными транзитерами газа без Турции или Грузии, через которые, он и будет доходить до европейских потребителей. Обе страны в определенной мере зависят и от России. При желании Москва сможет надавить на руководство той или иной страны при помощи инструмента «мягкой силы», сделав это в крайне доступной для понимания форме.

«К тому же нужно учитывать и другие региональные факторы — Россия довольно плотно работает с Ираном, куда Туркмения также поставляет газ. Иными словами, здесь возможно сотрудничество всех сторон, включая Россию. Вероятно, это понимают и в Баку, и в Ашхабаде. Ведь в диверсификации поставок заинтересована и Россия, а ряд стран готовы покупать у нее энергоресурсы, например, Индия. С другой стороны, Испания уже предложила ЕС заняться алжирским газом, так что монополию у Азербайджана и Туркмении создать не получится. Наконец, пока трубопроводы не построены, о чем-то говорить сложно. Ведь Иран с Пакистаном подписал соглашение о газопроводе довольно давно и даже построил часть инфраструктуры на своей территории, но Пакистан до сих пор не реализовал свою часть соглашения. Так что неожиданности могут ожидать как Азербайджан, так и Туркмению», — подчеркнул Леонид Савин.

Cодиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг, комментируя вопрос для Oilnews, заметил, что по сути строительство газопровода «Южный Поток», направлено на то чтобы повысить энергобезопасность Европы за счет прямых поставок газа в страны региона в обход стран транзитеров. Конкретно в случае Южного Потока уместно говорить о том, что газопровод снижает, в том числе, риски транзита газа по территории Украины. На Украине, в настоящее время политическая ситуация неспокойна, экономическая ситуация критична.

Страна самостоятельно не в состоянии в полной мере оплачивать российский газ по новой, высокой цене. Соответственно, в дальнейшем все будет зависеть от действий «Газпрома». Если российская компания продолжит поставлять газ на нужды Украины в полном объеме, несмотря на рост долга перед «Газпромом», то можно предположить, что и поставки газа в Европу будут осуществляться в полном объеме. В случае же если поставки в Украину снизятся и газа на собственные нужды стране хватать не будет, учитывая опыт прошлых лет, могут снизиться и поставки газа европейским потребителям. Любой по продолжительности или объему срыв поставок невыгоден как Европе, так и «Газпрому», поскольку пострадает имидж компании как надежного поставщика газа. Чем ближе к отопительному сезону 2014/2015 года, тем критичней для всех сторон становится

необходимость урегулирования разногласий и продолжения взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере. В связи со всем происходящим стоит ожидать, что в Европе продолжат лоббировать снижение энергетической зависимости от России и соответственно начнут активнее поддерживать проекты, направленные на диверсификацию поставщиков газа в регион в обход России, заключил он.

Поделиться