Почему дорожает сотовая связь в Казахстане?
28 марта 2017, 14:50
ИА Тотал Казахстан
С наступлением весны крупные операторы сотовой связи РК повысили тарифы на свои услуги (более 10%). При повышении абонентской платы гражданам было предложено безальтернативное увеличение мобильного интернет-пакета, передает Total.kz.
Абоненты двух из трех действующих в Казахстане мобильных операторов были несколько озадачены, когда стали получать sms-сообщения, где сначала указывалось, что их интернет-пакет будет увеличен, а потом – указана новая, более высокая стоимость услуги.
Так на сотовые телефоны абонентов Beeline пришли уведомления о том, что с 29 марта будет увеличен дневной интернет-пакет по тарифу «Все М+» до 8 ГБ/мес, но и повышена абонентская плата с 1390 до 1590 тенге. До этого, несколько месяцев назад, тариф был таким же путем увеличен с 1190 до 1390 тенге. Аналогичное повышение цены анонсировано и по тарифу «Все включено».
На сотовые телефоны абонентов Tele-2 пришли sms со следующим содержанием: «Уведомляем Вас об изменении условий обслуживания на тарифе «То, что надо». С 27.04.2017 будет увеличен объем интернета c 14 Гб до 15 Гб (10 Гб днем и 5 Гб ночью), уменьшен объем минут на др. операторов с 180 мин до 150 мин, в связи с чем абонплата составит 1390 тг/30 дней. А также, в случае нехватки средств для списания абонплаты стоимость звонков на номера Tele-2, на других операторов и городские номера РК составит 14 тг/мин». Стоимость услуги была повышена с 1190 тенге до 1390 тенге.
Подобная ситуация происходит и с тарифами Altel.
Естественно, у большинства казахстанцев возник вопрос: можно ли оставить прежний объем трафика по прежней цене? Кроме того, пользователи социальных сетей поинтересовались, почему операторы действуют столь согласованно, даже sms-ки от них приходят похожие, и цены увеличились на одну и ту же величину (200 тенге).
Как сообщил Total.kz директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан Алексей Бендзь, тарифы на сотовую связь и интернет постоянно развиваются. «Мы смотрим на растущие и падающие стримы, на увеличение или уменьшение спроса на те или иные услуги и пакетируем их в зависимости от потребностей клиентов и от конкурентной обстановки на рынке. Трафик мобильного интернета ежегодно прирастает более чем в два раза, в то же время мы получаем много обратной связи от клиентов, с просьбой увеличить объём интернета», – объясняет он.
По словам Алексея Бендзя, все изменения в тарифных планах производятся с соблюдением законодательства РК.
PR-директор «Tele-2 Казахстан» Олжас Бибанов отмечает, что рынок сотовой связи конкурирует в сложных условиях постоянного падения голосового трафика и активного строительства сетей 4G, которые предполагают значительное инвестирование.
По его словам, происходит постоянный рост передачи данных, который влечет дополнительные расходы – закуп трансмиссии у сторонних провайдеров, а также оборудования для повышения емкости сети. Односторонний перевод клиентов на новые тарифы – весьма рискованный шаг для любого оператора, с учетом того, что у каждого абонента недавно появилась возможность переносить свой номер к любому из мобильных операторов. Однако с точки зрения удовлетворения потребностей большинства клиентов и предложения более конкурентоспособного продукта, данный шаг вполне оправданный.
«Стоит отметить, что с момента рассылки уведомлений о переводе на новые тарифные планы, лишь 0,02% абонентской базы отреагировали негативно и обратились через call-center и другие средства обратной связи с просьбой предоставить им возможность остаться на прежних тарифах», – говорит Олжас Бибанов.
Бибанов подчеркнул, перевод абонентов на новые тарифные планы является реакцией компании на жалобы абонентов о недостаточности лимитов мобильного интернета, а также реакцией на действия со стороны конкурентов. «В настоящее время проникновение смартфонов в сетях Tele-2 и Altel составляет порядка 70%, что является самым высоким показателем среди всех мобильных операторов РК. А значит – наши абоненты в первую очередь с нами из-за мобильного интернета», – рассказал он.
По данным Бибанова, последние несколько лет в Казахстане наблюдается резкий рост потребления мобильного трафика – только в сетях Tele2 и Altel за 2016 год он вырос более чем в два раза. Этому способствуют, в первую очередь, темпы развития технологии 4G в нашей стране и «утяжеление» контента – т. е. размера пересылаемых и скачиваемых документов. Вполне естественно, что ранее существовавшие тарифные планы в такой ситуации уже не соответствуют потребностям абонентов.
«В течение последних трех месяцев мы фиксировали резкий рост обращений в call-center от наших абонентов, связанных с нехваткой лимита мобильного интернета. В связи с чем абонентам приходилось либо докупать дополнительный трафик, либо досрочно переподключать тарифный план, теряя неизрасходованные лимиты на разговоры и смс. Это в свою очередь приводило к росту затрат абонентов на связь и снижению их лояльности. В связи с чем, после тщательного анализа потребления мобильного трафика, мы пришли к компромиссному решению – перевести часть архивных тарифов на новые тарифные планы с большим объемом мобильного интернета, которые, в свою очередь, недоступны для подключения новым абонентам, но дешевле действующих. К сожалению, подавляющее большинство существующих абонентов не замечают рекламу новых тарифов и подключение к ним происходит только за счет новых абонентов», – говорит г-н Бибанов.
На вопрос о том, могут ли потребители иметь альтернативный выбор: к примеру, отказаться от увеличения интернет-пакета и сохранить прежний платеж по тарифу, PR-директор «Tele-2 Казахстан» ответил: «К сожалению, мы закрываем часть наших архивных планов. Поэтому сохранить обслуживание на них не представляется возможным. Мы предусмотрели перевод абонентов на тарифные планы со сниженной ценой, закрытые для подключения новым абонентам, а также в январе 2017 года ввели новую тарифную линейку ПРОСТО с увеличенными лимитами мобильного интернета и отсутствием разделения трафика на дневной и ночной».
Представитель Tele-2 также, как и представитель Beeline, уверил, что компании действует строго в рамках казахстанского законодательства. Абонент вправе отказаться от подключения к предложенным тарифным планам и выбрать любой из действующих.
«Навязыванием услуг данные изменения тарифных планов, в соответствии с Законом РК «О связи», Предпринимательским кодексом и Правилами оказания услуг сотовой связи, не являются. Операторы вправе изменять тарифные планы, своевременно уведомив абонентов. Кроме того, необходимо отметить, что ранее мы уже предлагали абонентам аналогичный переход на улучшенные тарифные планы в 2016 году», – резюмировал Олжас Бибанов.
Елена Брицкая