Почему мы не платим налоги?
10 февраля 2015, 16:02
ИА Тотал Казахстан
Шесть вопрос на которые отвечают предприниматели
Несколько вопросов Newregion.kz решил задать предпринимателям по теме налогов.
«Что такое налоги?» Отвечает Л. Сафонова, директор ТОО:
- Это безвозмездные платежи в пользу государства, своего рода плата за благополучную, безоблачную и качественную жизнь. Также можно рассматривать оба понятия – «государство» и «налоги» – как общественный договор. В рамках этого договора граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ, положительно влияющих на качество жизни. Существенный элемент договора – его цена. А это по сути и есть налоги.
«Чем объясняется нежелание бизнеса платить налоги?»
- Давайте вспомним, многих ли у нас сажали за неуплату налогов? Дел возбуждается очень много, а посадок – крайне мало. О каком уважении к уплате налогов может идти речь? Надо сказать, многие наши предприниматели были бы рады платить налоги. Что им мешает? Во-первых, пример окружающих: «все так делают» (невозможно конкурировать, работая в белую, с теми, кто не платит налогов, – расходы оказываются несопоставимыми); во-вторых, неизбежность и величина неофициальных расходов. Поэтому одна из задач налогового администрирования – создавать такие условия, при которых аппетиты тех, кто получает скрытые платежи, уменьшатся просто потому, что бизнесу неоткуда брать будет деньги на взятки. Это произойдет, если уплата налогов станет неизбежной. Спросите себя: платите ли вы наличными частному лицу, зарегистрировали ли трудовые отношения со своей домработницей, ловите ли вы бомбил, потому что такси дороже? Если вы все это делаете, то вы не платите или недоплачиваете налоги. Вот и решайте сами, есть ли у вас полное право говорить: «я налогоплательщик».
«Как возникла налоговая система в ее современном виде?» Отвечает директор ТОО «Французский дом» Р. Исаханова:
- В XIII веке в Англии богатые пэры, которые фактически были кредиторами королевской семьи и казны, заявили, что хотят решать, как тратятся их деньги. Так возник парламент: его члены, то есть те, кто пополнял бюджет, занимались распределением финансов. Во всех традиционных демократиях одновременно появились имущественные и налоговые цензы. Нам всегда говорили: несправедливо, что бедный не имеет права голосовать на выборах, а богатый имеет. Но смысл был в том, что богатые платят налоги (а бедные зачастую – нет) и участвуют в принятии решений о том, как их тратить. В России было так же. В 1870 году Александр II принял «Городовое положение», согласно которому в городские думы могли избирать и быть избранными только те, кто платит определенную сумму налогов в городской бюджет. Со временем доступ к принятию финансовых решений обрели граждане, не участвующие в формировании доходов бюджета. В ХХ веке, когда появились косвенные налоги, включенные в цену товара, а от подушевого налогообложения перешли к подоходному, принцип «не платишь налогов – не голосуешь» стал размываться. Казахстанской налоговой системе уже 25 лет. 16 марта был приказ за №112 КазССР « О первой государственной налоговой инспекции».
«Если между налоговой, политической и избирательной системами прямая связь, почему вопрос налогов у нас обсуждается крайне редко?» Ответил собственник кафе «Босфор» Т. Бешлиев:
- В Казахстане существующая налоговая система не прошла естественного пути развития. Дореволюционное развитие было полностью перечеркнуто, затем долгое время было «все вокруг колхозное, все вокруг мое», а на самом деле большей частью государственное. Только в 1991 году у нас вышли первые налоговые законы – об НДС, налоге на прибыль, налоге на имущество. Мы заимствовали чужую налоговую систему (европейскую, американскую), основанную на ценностях, веками создававшихся и эволюционировавших в других странах. С одной стороны, это дало нам возможность перенять все самое передовое и избежать чужих ошибок. Но с другой – оказалось, что эта налоговая система оторвана от наших ценностей. В результате у нас почти нет увязок между поведением налогоплательщика, избирателя и гражданина, как потребителя госуслуг.
«Что бы вы поменяли в налоговой системе?» Отвечает директор ТОО С. Рысбаева:
- Ну, во-первых, большая часть налогов физических лиц платится через удержание: люди получают на руки «чистые деньги» и не замечают налогов. Во-вторых, у нас низкий подоходный налог и высокая нагрузка на фонд оплаты труда. У нас во все фонды – обязательного социального страхования (от потери занятости, временной нетрудоспособности), страхования, пенсионный фонд платит работодатель. В других государствах эта нагрузка, как правило, разделяется между работником и работодателем. В-третьих, высока доля косвенных налогов, включенных в цену (акцизы, пошлины, НДС и т.д.). И наконец, на местные нужды деньги должны собираться местными налогами в местный бюджет. Все это приводит к крайне низкой степени участия человека в уплате налогов, к плохой информированности о налоговом бремени, которое он несет, к ощущению бесплатности госуслуг.
«Есть ли универсальная налоговая система?» Отвечает директор региональной палаты предпринимателей А. Кошмамбетов:
- Нет. Налоговые системы носят национальный характер, потому что налоги взимает государство. В рамках экономической, социальной и других политик все страны решают разные задачи: кто-то стимулирует рождаемость, а кто-то ограничивает; кто-то поддерживает церковь или мечети из госбюджета, кто-то нет; кто-то тратится на оборону, а кто-то ведет миролюбивую политику и т.д. Но, конечно, к опыту зарубежных стран обращаться нужно. Нам можно присмотреться к тому, как менялась налоговая система в Грузии, в Сингапуре, как она работает в США, где невелик входной билет для занятия бизнесом, но высока цена мошенничества.
Сегодня власть имущие не выходят за рамки двухмерной парадигмы – они стоят перед выбором: сократить расходы или увеличить налоги. На наш взгляд, надо придать налоговой системе третье измерение. Государство должно отказаться от определенных расходов и предоставить гражданам больше выбора в отношении социального страхования, пенсионного и медицинского обеспечения и т.д. Сейчас нам бы разобраться и добиться повсеместной уплаты налогов, для начала установив их на низком уровне, сделав так, чтобы платить их было просто. Однако облегчение налоговой нагрузки требует снижения стандарта социального обеспечения, который гарантирует лояльность граждан к власти и устойчивость политической системы. Налоговая система должна развиваться таким образом, чтобы появлялись прочные связи между тем, что человек платит, и тем, что он получает, между тем, как он голосует, и тем, как он ведет себя в качестве потребителя услуг. Надемся, когда-нибудь начнут вводить налоги, эффект от которых будет очень сглаженным, отложенным – как «налоги-невидимки» в Великобритании: деньги незаметно берутся сейчас, а эффект наступает позже.