Импульс к росту транзитного потенциала
Рост контейнерных перевозок за последние 5 лет позволил довести долю доходов от транзитных перевозок до 25%, сообщает Казахстанская правда.
Об итогах первого года реализации программы «Нұрлы жол» и развитии транзитного потенциала Казахстана на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК проинформировал президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин.
Руководитель компании отметил роль КТЖ в повышении транзитного потенциала Казахстана, становлении страны как транзитно-транспортного, торгового и делового хаба международного уровня.
– Построенные за последние 6 лет 1 700 километров новых железнодорожных линий и ряд объектов логистической инфраструктуры позволили сформировать новую архитектуру трансконтинентальных транспортных коридоров и придали существенную динамику транзитным перевозкам, – подчеркнул А. Мамин. – По новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь за первый год эксплуатации перевезено 10 миллионов тонн грузов, проследовало более 5 тысяч поездов, что составляет 70% от планового показателя к 2017 году.
В рамках программы «Нұрлы жол» реализуется пять масштабных инфраструктурных проектов, которые придадут дополнительный импульс развитию транзитного потенциала Казахстана. В настоящее время идет строительство вторых путей с их электрификацией на участке Алматы – Шу протяженностью 111 км. На востоке страны построен сухой порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», который к 2020 году будет обрабатывать более 4 млн тонн различных грузов. Не случайно этот проект сегодня сравнивают с Суэцким каналом: он имеет такую же значимость на Евразийском континенте.
В преддверии ЭКСПО-2017 идет реконструкция пассажирского терминала международного аэропорта Астаны. В рамках комплексного развития транспортно-логистической инфраструктуры и индустриальной зоны порта Курык на Каспии реализуются проекты по строительству паромного комплекса и железнодорожного участка Боржакты – Ерсай. Завершение строительства паромного комплекса обеспечит мультимодальную транспортировку генеральных и наливных грузов в рамках реализации плана по увеличению транзитных потоков Транскаспийского маршрута в направлении рынков Кавказа и Южной Европы.
В результате реализации проектов «Нұрлы жол» будет создано почти 16 тыс. рабочих мест.
Наряду с этой программой компания осуществляет еще ряд крупных инфраструктурных проектов. Так, завершен проект по расширению порта Актау в северном направлении. Новые терминалы для перевалки генеральных видов грузов, контейнеров и зерна позволят увеличить мощности по перевалке грузов в порту Актау с 16,5 до 19,5 млн тонн в год и повысить потенциал Транскаспийского коридора. В нынешнем году в Астане введен в эксплуатацию крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А». К 2020 году предусмотрено строительство подобных ТЛЦ в 8 крупных городах Казахстана. В столице реализуется также проект по развитию железнодорожного узла столицы, включая строительство вокзального комплекса. В новом вокзале, который по уровню сервиса будет отвечать самым современным требованиям, пропускная способность увеличится с существующих 7 тыс. до 35 тыс. пассажиров в сутки.
Развитие транзитного потенциала сопровождалось масштабной модернизацией активов с учетом высоких требований к качеству и эффективности услуг в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке. За 8 лет интенсивного обновления активов был переломлен многолетний тренд накопления износа основных активов и сформирован прочный задел. Общий объем инвестиций в модернизацию производственных активов в период с 2008 по 2015 год составил 2,5 трлн тенге. За это время обновлено более 1 000 локомотивов, 37,4 тыс. грузовых вагонов, 1 284 пассажирских вагона, осуществлена модернизация и капитальный ремонт 4 348 км пути. На смену отработавшим свой ресурс активам поставлено высокопроизводительное оборудование. При этом совокупные издержки в течение жизненного цикла нового оборудования ниже, чем у старого. Реализация инвестиционной программы привела к тому, что сегодня КТЖ на постсоветском пространстве является одной из самых модернизированных железнодорожных компаний.
Глава компании остановился также на развитии железнодорожного машиностроения – новой для Казахстана отрасли, созданной в партнерстве с мировыми лидерами. Сегодня в стране выпускаются грузовые и пассажирские вагоны, тепловозы и электровозы, крупное вагонное литье и технические средства инфраструктуры. В текущем году Актюбинский рельсобалочный завод начал производить первую продукцию, в Астане запущено предприятие по выпуску дизельных двигателей.
– Высокотехнологичная продукция наших заводов обладает экспортным потенциалом и поставляется на рынки Евразийского континента, – уточнил спикер.
В соответствии со стратегией компании активно продвигается на глобальный рынок сервис скоростных контейнерных поездов транзитом через территорию Казахстана по основным направлениям в сообщениях Восток – Запад и Север – Юг.
Развивается внешняя и внутренняя сеть транспортно-логистических центров в центрах консолидации и дистрибуции грузопотоков. Это позволяет создавать новые мультимодальные логистические схемы транспортировки грузов на евразийском континенте, привлекать транзитные грузопотоки через Казахстан. Так, с начала работы логистического терминала в китайском порту Ляньюньган обработано 257 тыс. контейнеров. Ожидается, что к 2020 году терминал обеспечит обработку свыше 550 тыс. контейнеров. К концу 2017 года компания будет присутствовать в крупнейших мировых портах: Клайпеда (Литва), Бандар-Аббас (Иран), Мундра (Индия).
А. Мамин отметил эффективность стратегии компании по развитию транспортно-логистических цепочек, соединяющих через территорию Казахстана крупнейшие полюса мировой экономики. Многократный рост трафика контейнерных перевозок за последние 5 лет, в первую очередь в новых транзитных корреспонденциях, позволил довести долю доходов от транзитных перевозок до 25%, а общий контейнерный оборот превысил 500 тыс. двадцатифутовых эквивалентов.
По данным главы КТЖ, в нынешнем году при общем снижении объемов перевозок по всем видам сообщений достигнут существенный рост контейнерных транзитных перевозок в направлении КНР – Евросоюз – КНР. Ожидаемый объем перевозок в этом направлении в текущем году более чем в 2 раза превысит прошлогодний уровень и почти в 40 раз – объем 2011 года.
Это особенно важно в нынешних сложных экономических условиях, поскольку по итогам 2015 года отмечается снижение грузооборота на 12% по сравнению с прошлым годом. Как уточнил, отвечая на вопросы журналистов, глава КТЖ, самое большое падение – на 25% – произошло в экспортном направлении, что связано с сокращением перевозок и экспорта железной руды и угля.
– К сожалению, это довольно существенные объемы, обусловленные неблагоприятной ценовой конъюнктурой, закрытием рынков, снижением потребления, замедлением темпов роста экономики Китая, – пояснил А. Мамин.
Президент АО «НК «КТЖ» напомнил, что железная руда Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината всегда таргетировалась на рынок Китая и Магнитогорского металлургического комбината. Если Магнитогорский комбинат потребляет продукцию, то китайские рынки закрылись вследствие снижения спроса на эту продукцию. Соответственно произошло падение объемов экспорта практически на 7 млн тонн продукции Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината в направлении Китая. По углю также произошло сокращение объемов в направлении России.
– Таковы общие тенденции, но в этой ситуации мы еще раз подтвердили правильность выбранного несколько лет назад направления развития транзитных перевозок, – подчеркнул А. Мамин.
На брифинге также отмечалось, что стоимость билетов на пассажирские поезда не будет повышаться, это касается и билетов на международные перевозки.
Как известно, внутриреспубликанские социально значимые перевозки на сегодня являются убыточными и субсидируются за счет бюджета, так как уровень тарифа не покрывает полностью расходы на перевозки пассажиров. При этом стоимость проезда внутри Казахстана считается одной из самых низких среди стран СНГ. В целом КТЖ осуществляет перевозку пассажиров по 125 маршрутам, из них 12 международных, 113 внутриреспубликанских, в том числе 11 скоростных маршрутов «Тулпар» и 37 маршрутов дальнего следования. По итогам 2014 года компанией перевезено свыше 20 млн пассажиров, ожидается, что этот показатель останется на прежнем уровне и в текущем году.