Казахстанцы за интеграцию, но не могут объяснить, почему

Фото: lsm.kz

Граждане стран ЕАЭС не всегда ощущают личные выгоды от интеграционных практик. Изменить ситуацию помогло бы сопряжение социальных политик, полагают казахстанские и российские эксперты.

Большинство рядовых обывателей поддерживают идею евразийской интеграции, но не могут объяснить простыми словами, зачем она нужна. Данный тезис прозвучал в ходе заседания экспертного клуба на тему «Дружба глазами простого человека: социальное измерение интеграции», организованного казахстанским общественным фондом «Мир Евразии» и российским центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия».

Как рассказала главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева, в КИСИ на протяжении трех лет изучали отношение казахстанцев к евразийской интеграции. Респонденты поддерживают интеграцию как таковую, но произошло смещение приоритетов при оценке гражданами выгод и недостатков от интеграции. «В ходе исследований обнаружились два интересных момента. Во-первых, подавляющее большинство респондентов, выступали в поддержку участия Казахстана в интеграционных проектах. Главные аргументы выражены фразами: «невозможность выжить в одиночку» и «интеграция – импульс к экономическому развитию и процветанию». Такие ответы дают основание полагать, что мнение и выбор респондентов является результатом кумулятивного эффекта 20-летней политики продвижения интеграции как принципа построения международных отношений. Во-вторых, оценивая непосредственно саму евразийскую интеграцию, определяя ее позитивные следствия, респонденты апеллировали к тем же макроэкономическим факторам – расширение рынка сбыта для отечественного производителя, рост торгового оборота, снятие таможенных преград и т.д. Таким образом, мы видим, что опрошенные граждане не склонны оценивать интеграцию сквозь призму своих личных выгод. Замеры осуществлены несколько лет назад, но полагаю, что принципиальных изменений в подходах к оценке евразийской интеграции до сих пор не произошло», – сказала Леся Каратаева.

Однако, как считает главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин, не все интеграционные механизмы работают на местах. Пользуясь присутствием российских коллег, он сказал: «На территории страны-союзника можно на протяжении 90 дней оставаться без регистрации, хотя в России граждан Казахстана все равно пытаются регистрировать. Работает признание дипломов, но и раньше специалисты с российскими дипломами могли свободно работать в Казахстане, а вот с казахстанскими дипломами в России иногда возникают вопросы».

В России же интеграция во многом воспринимается через призму миграционных процессов. «Непростые истории связаны с трудовой миграцией. У всех в памяти свеж теракт в Санкт-Петербурге (террористом-смертником и его подельниками оказались выходцы из Средней Азии – прим. авт.), следствием которого стало определенное неприятие миграционных процессов местными жителями. Так процессы экономической интеграции сталкиваются с реалиями», – в свою очередь рассказал главный редактор телеканала «Астрахань-24» политолог Александр Васильев.

По его мнению, в рамках ЕАЭС можно и нужно решать насущные проблемы конкретных людей: «Скажем, есть большое количество пенсионеров, которые начинали работать в одной из бывших республик СССР и затем переехали или закончили трудовой путь в одной из независимых республик СНГ, а потом вернулись в Россию на пенсию. Теперь у них сложности, например, с восстановлением и подтверждением трудового стажа». Данный вопрос, кстати, уже решается: идет унификация пенсионного законодательства стран ЕАЭС. В ходе заседания не раз звучало, что в рамках ЕАЭС изначально планировалась только экономическая интеграция, о других ее направлениях речь не велась. «Экономика всегда будет в приоритете, туда будут направлены основные ресурсы стран-участниц. Но без социальной модели, без социального видения и взаимодействия полная экономическая интеграция невозможна», – считает руководитель центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов.

«Социальное измерение сильно отстает от экономической интеграции, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – На мой взгляд, определяющим фактором в социальном измерении интеграции является преодоление, в первую очередь, экономического неравенства между странами. Будь это ЕАЭС, СНГ или другое интеграционное объединение. Мы видим, что во многом интеграционные процессы буксуют из-за экономического неравенства. Не секрет, что возможности того же Казахстана или Российской Федерации несопоставимы с возможностями Армении или Кыргызстана, из-за этого возникает определенное недопонимание».

Социальный клубок противоречий надо решать, но необязательно на наднациональном уровне, считает политолог. Отдавать часть полномочий в этой сфере страны не хотят, поскольку социальная политика – мощный инструмент в руках государства. «Это действенный рычаг взаимодействия с обществом. Будь это раздача 5 тысяч рублей пенсионерам в России или повышение на 20 процентов зарплаты госслужащим в Казахстане», – пояснил Эдуард Полетаев.

«По-моему, минимальные социальные гарантии для граждан интегрирующихся стран являются необходимым условием для более-менее успешной реализации этого процесса. И тут без точечной унификации законодательств в вопросе обеспечения социальных благ не обойтись. Хотя бы в вопросах пенсий, гарантированного объема медицинской помощи, признания базовых документов и прочего, – полагает политолог Антон Морозов. – Сегодня пока не звучало слово «безопасность», но ее социальное измерение сложно недооценивать. Перед глазами масса примеров, не только зарубежных, но и наших, казахстанских. Во многом усиливающийся радикализм обусловлен отсутствием устойчивых социальных гарантий, социальным разрывом между людьми, отсутствием социальных лифтов».

Помимо экономических различий, как заметил российский эксперт Андрей Сызранов, есть и другие различия, которые накапливаются последние 25 лет после распада Советского Союза: «Например, различия в уровне владения языками друг друга или русским языком, различия в национальной культуре, которая в чем-то забыта, но, с другой стороны, возрождается или конструируется заново во многих странах постсоветского пространства. Имеются различия в менталитете. Есть некая инерция советского прошлого, которая практически сошла на нет. Мы говорим о том, что надо формировать новое единое евразийское мировоззрение у людей. И в этом я вижу одну из главных задач социальной политики, социальной модели ЕАЭС, а также других интеграционных проектов».

Участники заседания сошлись в том, что социальное измерение интеграции – важное условие для развития стран евразийской пятерки. Ведь одной из главных целей создания ЕАЭС было объявлено повышение благосостояния жителей интеграционного объединения. Возможно, необходимо поменять подход к реализации интеграционного проекта, и примером в этом отношении может служить Китай.

«Появилась тенденция сравнивать ЕАЭС с китайским проектом «Один пояс – один путь» (Экономический пояс Шелкового пути – прим. авт.). В Китае высокий уровень научной проработки любого проекта. Там изначально нацелены на конкуренцию и предлагают проекты так, чтобы они были интересны всем, в том числе простым людям, – рассказал генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества China Center, политолог Адиль Каукенов. – Вспомним речь Си Цзиньпина в Назарбаев университете. Он сказал, что в китайском варианте интеграции – не только транспортная тематика, но также политическая, финансовая, экономическая, культурно-гуманитарная. Результат – тысячи наших студентов учатся в Китае. А наши чиновники нередко принимают решения не с точки зрения человека, а с точки зрения материй. А что конкретно простой Адиль в Казахстане, Иван в России, Даурэн в Кыргызстане получат? Чиновники сами не могут ответить на этот вопрос о выгоде для простого человека. Очень важно поднять дискурс осмысления, что нам дает интеграция и что мы должны требовать от наднациональных органов», – заключил политолог.

Сергей Михайличенко

Поделиться