Могут ли казахстанские бизнесмены защитить себя в ЕАЭС?
Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Дана Жунусова рассказала о проводимой работе НПП в сфере защиты интересов отечественного бизнеса и взаимодействия со странами ЕАЭС.
- Какое участие принимает «Атамекен» в развитии интеграционных процессов? - Хотелось бы отметить, что Нацпалата стояла у истоков интеграционного взаимодействия в современном понимании ЕАЭС и активно участвовала в разработке Договора о Евразийском союзе. При этом необходимо понимать, что сам по себе договор носит рамочный характер и основная работа по реализации принципов, определенных главами государств-членов ЕАЭС, ведется в настоящее время пятью странами. Миссией Нацпалаты является защита и представление интересов отечественного бизнеса, в связи с чем сотрудники интеграционного блока участвуют и успешно выражают позицию предпринимательского сообщества РК на всех консультативно-совещательных площадках Союза. Одним из направлений работы является формирование правовой базы Союза путем принятия значительного количества регламентирующих документов. Только в 2016 году комиссией принято порядка 640 НПА по всем направлениям сотрудничества, из которых примерно 80% непосредственно влияют на условия ведения бизнеса. Стоит отметить, что в «Атамекен» на согласование поступают все документы, принимаемые в Союзе, с целью оценки последствий в случае их вступления в силу. В 2016 году на рассмотрение в департаменты интеграционного блока Нацпалаты поступило порядка 2300 документов и уже около 1500 за первое полугодие текущего. Работа НПП при рассмотрении документов в большей мере построена на анализе и аналитике, как тот или иной НПА Союза потенциально может повлиять на отечественных предпринимателей отрасли, выявить все плюсы и минусы с максимальной оцифровкой и конкретизацией данных, и только после этого начинается этап непосредственной защиты интересов казахстанского бизнеса. Подобный подход к работе основан на превалировании трезвого прагматизма над субъективной размытостью. Наряду с этим, как по вопросам защиты интересов, так и по проблемным вопросам отечественных предпринимателей, имеется устоявшаяся практика оперативной адресной связи с субъектами бизнеса. - Расскажите о проделанной работе Нацпалаты по защите предпринимателей? - На сегодня проделана огромная работа по защите интересов отечественных предпринимателей в рамках Союза по таким направлениям, как промышленное сотрудничество, сельское хозяйство, фармацевтическая сфера и обращение медицинских изделий в ЕАЭС, пилотный проект по маркировке меховых изделий в Союзе, вопросы прослеживаемости продукции и многое другие. Помимо того, что НПП рассматривает документы в ходе работы над проектами, также сотрудники Нацпалаты являются и членами Рабочей группы по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений при Евразийской комиссии. На этих заседаниях в прошлом году рассмотрено 44 проекта для подготовки ОРВ, из них семь документов, прошедших ОРВ, это вопросы технического регулирования. В 2016 году запущены Общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий, чему предшествовала кропотливая и долгая подготовительная работа на различных уровнях с различными организациями и выработка позиции, в которой НПП принимала непосредственное участие. Подписано решение о финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, определены критерии проектов. Понимая значение этого инструмента, Деловой совет ЕАЭС, созданный по инициативе председателя президиума НПП Тимура Кулибаева, предложил подписать Меморандум о сотрудничестве между ЕАБР и Деловым советом в рамках планируемого Астанинского экономического форума. Планируемый к подписанию документ создаст дополнительные условия для отечественного бизнеса в рамках развития промышленного сотрудничества путем реализации кооперационных проектов в рамках ЕАЭС. Добавлю, что на стадии завершения находятся переговоры с Ираном о создании зоны свободной торговли, открывающей отечественным предпринимателям доступ на рынок Иранской Республики. Особое внимание уделяется борьбе с контрабандной продукцией в целях защиты интересов добросовестного бизнеса и создания равных условий для конкуренции. Через призму необходимости создания конкурентных условий и обеспечения доступа на рынки государств ЕАЭС ведется работа по выявлению и устранению барьеров, с которыми сталкивается наш бизнес при выходе на рынки стран ЕАЭС. Барьеры и препятствия, с которыми обращаются к нам представители бизнеса, как правило, делятся на проблемы, требующие ежеминутного решения, и системные, которые не решаются годами. В целях более эффективного донесения проблемных вопросов до правительства РК или Евразийской комиссии Нацпалата всегда старается посчитать убытки предпринимателей от возникающих препятствий при взаимной торговле или спрогнозировать упущенную прибыль ввиду отсутствия возможности полноценной работы. - Дана Бейсеновна, если говорить о барьерах и достижениях, не могли бы Вы вкратце осветить результаты и работу в разрезе направлений?
- Да, стоит выделить несколько направлений. Например, что касается агропромышленного комплекса, то, к сожалению, в сельскохозяйственной отрасли барьером стали пункты предварительного уведомления для подконтрольной продукции, которые установила Российская Федерация. Я не буду останавливаться на нем подробно, так как неоднократно НПП выступала по этому вопросу. Хочу отметить, что Нацпалатой этот барьер был детально проработан и доведен до сведения правительств Казахстана и России. Проблема заключалась в отсутствии правовой основы и необходимости регламентации установленных пунктов уведомления. В этой связи у наших предпринимателей не было понимания механизмов взаимодействия с уполномоченными органами РФ. В настоящее время ведутся переговоры с российской стороной, и думаю, в ближайшее время этот вопрос будет снят с повестки проблемных. Еще одним из достижений НПП в данной сфере стало снятие ограничений, установленных кыргызской стороной, на ввоз казахстанской продукции птицеводства в ноябре 2016 года. Введенные кыргызской стороной ограничения нанесли существенный материальный ущерб казахстанскому птицеводческому бизнесу: потери составили около трети всего объема экспорта пищевого яйца, то есть порядка 45-50 млн штук, или 1,5-2 млрд тенге. В результате совместной работы, проведенной Министерством сельского хозяйства РК и НПП, ограничения кыргызской стороны на ввоз казахстанского мяса птицы и продукции птицеводческой отрасли отменены с 27 марта 2017 года соответствующим Постановлением Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при правительстве КР. Также в 2016 году принят ряд соответствующих решений Совета ЕЭК, завершающих работу по гармонизации требований и правил в сфере фитосанитарной карантинной безопасности государств-членов Союза. Это обеспечит отечественным предпринимателям перемещение подкарантинных грузов по территории государств-членов ЕАЭС на основании единого документа, что, в свою очередь, значительно упрощает документарное сопровождение. В промышленной сфере в прошедшем году активно прорабатывался вопрос возможности участия казахстанских предприятий в российских программах импортозамещения в промышленности. НПП РК «Атамекен» совместно с уполномоченным органом – Министерством по инвестициям и развитию РК – проведен анализ потенциала казахстанских предприятий отрасли и направлены соответствующие предложения в Комиссию. Вместе с тем интеграционный блок принял активное участие в кропотливой работе по выработке и согласованию проекта «Соглашения о порядке добровольного согласования государствами-членами Евразийского экономического союза с ЕЭК специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Комиссией разбирательств». Данный документ призван выступить своего рода «щитом» для добросовестного бизнеса в сфере промышленности. Предприятие при получении государственных дотаций, заручившись согласованием Комиссии, будет иметь «иммунитет» от применения компенсационных мер по жалобе какой-либо из стран Союза. Также в декабре прошлого года главами государств-членов ЕАЭС принята концепция «О создании евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации». Хочу отметить, что целью создания евразийской сети субконтрактации является реализация потенциала эффективного и взаимовыгодного взаимодействия государств-членов для обеспечения ускорения и устойчивости промышленного развития, повышения конкурентоспособности и инновационной активности промышленности государств-членов. Реализация договоренности на высшем уровне будет основываться в том числе на формируемом из национальных частей едином реестре промышленных предприятий (контракторов и субконтракторов). Кроме того, в ЕАЭС запланировано создание Общих рынков нефти и газа в 2025 году и Общего рынка энергетики в 2019 году. Данные направления в настоящее время также находятся в процессе проработки в целях своевременного предотвращения каких-либо затруднений и барьеров для казахстанского бизнеса в будущем, в момент запуска общих рынков. В сфере фармацевтики с 1 января 2016 года был запланирован запуск общих рынков лекарственных средств (ЛС) и медицинских изделий Союза. Однако ход работ в этом направлении непредвиденно осложнен инициированным российской стороной дополнительным проектом документа, предусматривающим процедуру определения взаимозаменяемости ЛС в соответствии с национальным законодательством данного государства – члена Союза. Под взаимозаменяемостью лекарственных средств, согласно российскому законодательству, понимается возможность использования аналога одного препарата другим, идентичным по ряду параметров, таких как эквивалентность качественных и количественных характеристик фармацевтических субстанций, эквивалентность лекарственной формы и прочее. Понимая значение рынка лекарственных средств в рамках закупок для казахстанских производителей, НПП совместно с Министерством здравоохранения отстояла позицию нераспространения взаимозаменяемости на процедуры регистрации препаратов, а также на коммерческий сегмент рынка. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы данного направления, разработка и принятие НПА последующих уровней. Общий рынок создает общие правила обращения лекарств и медицинских изделий, что существенно облегчит доступ отечественных производителей на рынки стран ЕАЭС. В транспортной сфере одним из наиболее болезненных, пожалуй, остается вопрос транзита через территорию Российской Федерации. Данная проблема не находит решения уже более двух лет, препятствуя свободному перемещению товаров по территории Союза. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на всевозможных уровнях государственного и наднационального управления. По инициативе Нацпалаты в рамках второго заседания президиума Делового совета ЕАЭС, состоявшегося в мае 2015 года в Астане, руководителями пяти бизнес-сообществ стран Союза подписано и направлено членам Совета ЕЭК обращение о необходимости решения вопроса транзита. По итогам проведенной работы в настоящее время на подписании находится документ, предусматривающий необходимость уведомления и проведения консультаций при введении специальных экономических мер. Эта норма, которую отстаивала Нацпалата, позволит минимизировать риск ограничения транзита, а также провести предварительные переговоры с целью определения порядка и условий перемещения товаров, запрещенных к ввозу в одном из государств-членов ЕАЭС. Из препятствий в транспортной сфере стоит отметить затягивание процесса подписания Правил недискриминационного доступа к услугам портов Российской Федерации и Соглашения о судоходстве. Эти барьеры остаются нерешенными уже на протяжении трех лет и наносят существенный урон возможности ведения конкурентного бизнеса в Союзе. Палата неоднократно инициировала рассмотрение этих вопросов на площадках как государственных органов РК, так и Комиссии. Работа в этом направлении ведется, и мы рассчитываем до конца текущего года исключить эти вопросы из нашего перечня барьеров. Что касается Делового совета ЕАЭС, то одним из достижений работы была реструктуризация руководящего органа бизнес-диалога путем введения в состав президиума В.Б. Христенко. При этом сохраняется реализация основополагающего принципа в виде консолидированной позиции бизнеса по проблемным вопросам, барьерам, с которыми сталкиваются предприниматели государств – членов Союза. В рамках председательства Казахстана началась и успешно реализуется работа по совершенствованию процедуры ОРВ Союза, обеспечения транзита, проработка вопросов создания кооперационных цепочек, определение направлений развития сотрудничества с КНР. Кроме того, в этом году создан Комитет по цифровой трансформации в рамках Делового совета ЕАЭС, основной целью которого стала координация и консолидация позиции бизнеса в этом направлении. Напомню, Деловой совет ЕАЭС в пятистороннем формате создан в мае 2015 года по инициативе НПП РК «Атамекен». Как вы знаете, в прошлом году председателем президиума Делового совета ЕАЭС была Нацпалата в лице Тимура Аскаровича Кулибаева. - В прошедшем году принят Таможенный кодекс ЕАЭС. Какое участие принимал интеграционный блок в данной работе? - Интеграционный блок «Атамекен» принимал самое непосредственное и активное участие как в разработке, так и в согласовании столь важного для ЕАЭС документа от самого начала до его завершения. Компетенция Нацпалаты в представлении мнения и позиции отечественного бизнеса позволила определенным образом учесть пожелания бизнес-сообщества и решить отдельные проблемные вопросы. По итогам проведения внутригосударственного согласования проекта Договора о ТК ЕАЭС от государств-членов Таможенного союза поступило более 2000 предложений и замечаний. Из подготовленных Республикой Казахстан (консолидированная позиция НПП и государственных органов) 552 поправок принято порядка 70%. - Что Вы можете сказать о сфере технического регулирования? - 2016 год оказался урожайным на принятие технических регламентов ЕАЭС – это технические регламенты на сжиженный углеводородный газ, аттракционы, минеральные удобрения, рыбу и рыбную продукцию, а также техрегламент, ограничивающий применение опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники. По этим видам продукции мы снимаем технические барьеры во взаимной торговле, у нас будет общий рынок и действие единого сертификата соответствия. В 2016 году мы также приняли новый порядок разработки техрегламентов ЕАЭС. В нем впервые установлена процедура ОРВ (Оценки регулирующего воздействия) техрегламентов. Порядок стал еще более «дружественным» для бизнеса – участие деловых кругов возможно практически на каждом этапе разработки и принятия. Кроме того, принят новый порядок формирования перечней стандартов к техрегламентам Союза, который по предложению казахстанской стороны дополнен требованием по включению в перечни стандартов только межгосударственных стандартов, принятых во всех государствах – членах ЕАЭС. Это позволит избежать включения «угодных» только одной стороне стандартов и создаст равные условия. Вместе с тем в 2016 году разработаны следующие проекты соглашений, которые в настоящее время находятся на стадии «высокой готовности»: - по устранению технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами; - по гармонизации государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; - о безопасности продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами. Принятие данных соглашений позволит гармонизировать процедуры подтверждения соответствия с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, осуществления контроля за продукцией, а также установить общие принципы безопасности. В любом случае, необходимо понимать, что специфика интеграционных экономических процессов в международных масштабах – это долгосрочный проект, для которого характерна продолжительность и многоэтапность достижения конкретных целей, соответственно, в целом работа может проводиться на протяжении нескольких лет, а конкретный результат будет достигнут в начале следующего года при совместных усилиях сторон с учетом соответствующего экономического прагматизма.
ИА Total.kz