Монополизация рынка такси вызовет социальную напряженность – НПП «Атамекен»
Введение лицензирования на право занятия деятельностью по перевозке пассажиров и багажа такси на территории г. Астаны обсудили в Министерстве национальной экономики на заседании Экспертной группы по вопросам предпринимательства, передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу НПП «Атамекен».
Инициатором данных предложений выступил акимат г. Астаны, интересы которого представляет ТОО «Астана LRT», информирует Национальная палата предпринимателей. Алгоритм получения лицензии следующий: оператор такси заключает договор на оказание услуг по диспетчеризации, обучению и аренде авто с управлением акимата. Затем оператор такси направляет водителей на обучение в Центр квалификации транспорта. После этого оператор такси/ИП заключает еще один договор с управлением пассажирского транспорта, но уже на право осуществления деятельности такси и получает лицензию на право обслуживания в сфере такси. Затем «Астана LRT» (подведомственная компания акимата, которая и презентовала проект на заседании экспертной группы) на основании лицензии подключает автомобиль к системе диспетчеризации и заказов и выдает автомобиль-такси арендатору. «Таким образом, по логике акимата, предполагается создание одного государственного диспетчера (на базе ТОО «Астана LRT»), который монополизирует предпринимательскую деятельность, находящуюся, отмечу, сегодня в конкурентной среде, введет единый тариф на услуги такси, и это, как вы понимаете, в предпринимательской деятельности. И самое главное, будет выдавать в аренду автомобиль, закупаемый этой компанией на средства госбюджета, и зарабатывать как на аренде, так и на услугах по перевозке пассажиров», – считает директор департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК «Атамекен» Айжан Бижанова. Как заявила представитель Нацпалаты, «Атамекен» категорически против данного подхода. «Во-первых, в соответствии с Конституцией, Казахстан является унитарным государством, соответственно, введение лицензирования предпринимательской деятельности в одном регионе будет противоречить Основному закону страны. Особый статус столицы позволяет учесть особенности финансирования города, обеспечить более интенсивное развитие инфраструктуры, но ни в коем случае не ставит предпринимателей в разное правовое регулирование в зависимости от региона их деятельности. Во-вторых, обеспечить весь город услугами такси за счет закупа новых машин будет затруднительно, соответственно, это создаст серьезный дефицит услуги и повышение ее стоимости в разы. В-третьих, согласно информации акимата, масштаб нелегальных перевозок оценивается в 90%. Лишение такого количества лиц, пусть даже и нелегальных (информация требует перепроверки), вызовет серьезную социальную напряженность. В-четвертых, добросовестные участники рынка, даже если и останутся на рынке, лишатся конкурентоспособности ввиду неравных финансовых положений с водителями, использующими арендованные у акимата автомобили», – отметила Айжан Бижанова. При этом, по ее словам, «НПП полностью поддерживает обеспокоенность госорганов в вопросе качества предоставляемых услуг, поэтому двумя руками за введение любых стимулирующих мер для повышения качества услуг такси». ИА Total.kz