Очистить «поле игры» для предпринимательских инициатив
В Послании Главы государства «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» перед Министерством финансов поставлено много важных задач, сообщает Казахстанская правда. Ключевыми из них являются максимальная разгрузка бюджетных расходов и стимулирование развития бизнеса. Как главным финансовым органом страны будут реализовываться данные поручения, в интервью «Казахстанской правде» рассказал министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ.
– Бахыт Турлыханович, в Послании народу Казахстана констатируется снижение налоговых поступлений в бюджет почти на 20%. С чем связано такое существенное падение?
– На нашу экономику влияет много внешних факторов. Это и снижение цен на сырьевых биржах, и экономический спад на соседних рынках. Казахстанский бизнес также переживает нелегкие времена. Снижается объем производства, уменьшается объем продаж. И, как следствие, в бюджет поступает меньше налогов. Но это объективные экономические причины. В такой ситуации находятся сейчас многие государства мира. Как долго продлится кризис, не знает никто. Он может завершиться через год, а, быть может, эпоха низких цен затянется на десятилетие.
– Получается, что в период низких цен на нефть у Казахстана надежда только на средства Нацфонда?
– Нам, действительно, и во время предыдущей волны кризиса, и в нынешних условиях помогают резервы, которые мы накопили в «сытные годы». Вы знаете, что в прошлом году в Казахстане стартовала крупная инфраструктурная программа «Нұрлы жол». Масштабное строительство позволит казахстанскому бизнесу не останавливать развитие. И, вместе с тем, проекты «Нұрлы жол» создают тысячи рабочих мест.
Сегодня в нашу страну приходят инвестиции в проекты в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития. Заключаются новые контракты с иностранными партнерами, которые хотят делать бизнес в Казахстане, работать с нашими предприятиями, создавать именно у нас новые производства.
Часть средств, которые были направлены и на индустриализацию, и на «Нұрлы жол», выделялась из Национального фонда. Но Глава государства дал поручение прекратить использование средств фонда на текущие расходы. Мы должны развиваться не за большие деньги фонда, а обеспечивать рост экономики даже при ограниченных финансовых возможностях.
Для этого мы должны сейчас приспосабливаться к новым экономическим реалиям. И приспосабливаться нужно всем: и бизнесу – пересматривать свои процессы, и государству – создавать такие условия для бизнеса, чтобы он мог развиваться и платить налоги. Поскольку именно налоги от предпринимателей являются главным источником дохода государства. А главная задача государства – рационально использовать эти налоги, выполняя социальные обязательства перед населением, – платить заработную плату и пенсии, стипендии, предоставлять качественное образование и здравоохранение.
Именно поэтому государство должно обеспечивать удобное и качественное налоговое администрирование. Делать так, чтобы налогоплательщику было удобно платить налоги. И чтобы улучшился контроль над процессом оплаты. То есть через совершенствование налогового администрирования бороться с теневой экономикой, с неплательщиками, лжепредпринимательством.
– Сейчас многие предприниматели жалуются, что налоговики буквально душат их проверками. Будет ли бизнесу предоставляться возможность добровольно исправить свои ошибки, чтобы не подпадать под штрафные санкции?
– Такая возможность уже есть. Налоговым кодексом предусмотрено, что налогоплательщика предупреждают уведомлением: «У вас есть такая-то ошибка». И налогоплательщик должен ее исправить самостоятельно. Только если таковое не происходит – к нему приходит проверка. Плановая или внеплановая.
– А сейчас много внеплановых проверок?
– Мы не проводим повальные проверки, мы работаем точечно – концентрируемся на тех налогоплательщиках, которые уклоняются от уплаты налогов и таможенных платежей. Если налогоплательщик, уличенный в нарушении и предупрежденный об этом, не исправил ошибку, мы его проверяем. Такой подход уже позволил увеличить среднее доначисление на одну проверку относительно прошлого года на 21%.
В самое ближайшее время Министерство финансов внедрит электронный аудит. Это сократит сроки проведения проверки, повысит их качество и прозрачность, уменьшит коррупционные проявления. Мы расширим область применения электронных счетов-фактур и контрольно-кассовых машин с онлайн-передачей данных, внедрим контрольные приборы учета у производителей алкогольной продукции. Это также сократит теневую экономику.
Мы не стремимся кого-то запугать, не давим. Мы лишь обеспечиваем соблюдение всеми участниками рынка принятых правил поведения.
– Что бы вы посоветовали бизнесу?
– Мы не только облегчаем процесс налогового администрирования, но одновременно и усиливаем контроль над движением средств. Казахстан заключил соответствующие соглашения с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Мы получаем информацию о путях движения денег из Казахстана по всему миру, включая оффшоры. Иными словами, мы знаем все обо всех. Пока идет акция по легализации имущества, у граждан еще есть шанс избежать наказания, легализовав все. В дальнейшем гайки будут закручиваться в рамках действующих законов.
Мы предоставляем бизнесу много возможностей и льгот. Налоговое бремя у нас по сравнению с другими странами на порядок ниже. Поэтому не надо «химичить», и у вас все будет хорошо.
Я советую не нарушать закон, призываю бизнес работать «в чистую». Если кто-то будет лукавить и использовать «серые схемы» по уходу от налогов, то завтра он все равно попадется и будет наказан. Если, конечно, не исправится добровольно.
Это об обязательствах перед государством. Но есть и ответственность внутри самой предпринимательской среды. Те, кто «облегчает» себе жизнь путем уклонения от налоговых обязательств, ставит в неравное положение добросовестных участников рынка. Такое ограничение конкуренции невыгодно, прежде всего самим предпринимателям. Поэтому другой важной задачей, поставленной перед нами, является выравнивание условий, в том числе через ревизию налоговых льгот и лазеек.
– В Послании Глава государства дал поручение оптимизировать налоговые режимы, оставив только три уровня налогов. Как это будет выглядеть на практике?
– Главная цель оптимизации действующих налоговых режимов – упрощение. Мы должны создать простое «поле игры» для налогоплательщиков и убрать лазейки для укрывательства от уплаты налогов.
Сегодняшний налог на добавленную стоимость – это головная боль Минфина. Ежегодно мы выявляем десятки «обнальных» компаний. Ущерб для бюджета исчисляется миллиардами тенге. Но даже при законной схеме НДС является бременем на конечного покупателя: он вынужден платить налог за всю цепочку поставщиков. А если бы он покупал с НДС и продавал с НДС, он бы платил только разницу между двумя НДС. Это и есть налог с продаж – все равны, все платят свою разницу, а не налог «за того парня». Это существенно снижает уровень теневой экономики в стране.
Кроме отказа от НДС и введения налога с продаж предлагается оставить только три налоговых режима.
Первый – патент, который будет применяться индивидуальными предпринимателями. Их деятельность, например, таксистов, парикмахеров, не предполагает наличие наемных работников.
Второй уровень – специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса. Он предполагает налоговый учет доходов и расходов. Сколько заработал прибыли – с такой суммы налог и заплатил. Это будет стимулировать МСБ отражать реальные доходы наемных работников, платить все пенсионные и социальные отчисления. Потому что с этого не платятся налоги.
При этом предусматривается, что специальный налоговый режим будет отменен для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов. Новый специальный налоговый режим для МСБ предусматривает отмену СНР на основе упрощенной декларации и отмену СНР на основе уплаты единого земельного налога.
И, наконец, третий режим – общеустановленный, существующий сегодня.
Это простая схема. Не будет больше путаницы. Это позволит упростить процесс учета доходов, начисления и сбора налогов.
– Государство предлагает бизнесу стать новым владельцем его активов через программу массовой приватизации. В рамках второй волны приватизации в конкурентную среду уже передано много объектов. Но Президент поручил расширить список...
– Да, сегодняшний список из 830 объектов будет расширен. В настоящее время уже продано 229 объектов на общую сумму 76,4 миллиарда тенге. Глава государства поручил пересмотреть перечень стратегических объектов и максимизировать число приватизируемых активов из состава «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро». Сейчас Министерство финансов совместно с Министерством нацэкономики работает над положениями Закона «О государственном имуществе» и Гражданского кодекса, в части снятия ограничения на приватизацию объектов госсектора.
Важно, что меняется метод торгов. По поручению Президента будут отменены преимущественные права акционеров на приобретение отчуждаемых активов. Все объекты приватизации будут продаваться на открытых торгах – фондовых биржах и аукционах.
– Многие говорят, что таким образом государство избавляется от неликвидных активов.
– У государства много активов. И многие из них весьма привлекательны для бизнеса. Причем не только для казахстанских инвесторов, но и для иностранных.
Что же касается неликвида, то мы уже говорили: если какие-то объекты приватизации не будут проданы, то они подлежат ликвидации. Это тоже способ очистки «поля игры», чтобы создать условия для развития предпринимательских инициатив.