В глобальном рейтинге «Doing Business» учитываются показатели только Алматы – Всемирный банк

Фото: augustolopez-claros.net

Директор группы глобальных индикаторов Всемирного банка Аугусто Лопес Кларос, отвечая на вопросы Total.kz, рассказал о методологии составления ежегодного глобального рейтинга «Doing Business» и о составленном Всемирным банком в 2017 году специальном страновом субрейтинге ведения бизнеса по регионам Казахстана.

– Каков прогресс Казахстана в рейтинге «Doing Business» за последний год? – Казахстан добился большого прогресса за последние годы в ведении бизнеса. В ежегодном рейтинге «Doing Business» мы проводим исследование по десяти параметрам. Замеряются время, процедуры, стоимость, которые нужны для создания бизнеса. Также замеряется налоговая нагрузка и количество времени, которое затрачивается на расчет и уплату налогов, количество платежей. Производится измерение исполнения контрактов в судебном порядке. Во всех этих сферах Казахстан в последние годы добился значительного прогресса. Правительство серьезно относится к развитию бизнеса. Власти понимают значение инвестиционного климата для бизнеса. Это хорошо, поскольку создает условия для улучшения казахстанского бизнеса, создания рабочих мест, увеличения вклада бизнеса в рост экономики. Конечно, не все идеально. Есть сферы, которые еще нужно совершенствовать. Но направление изменений весьма позитивно. – Совсем недавно, на Петербургском международном экономическом форуме, главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева сказала, что в России наблюдается сильный разброс в параметрах по различным показателям рейтинга. Какова ситуация в Казахстане? – В Казахстане нет такого большого разброса показателей рейтинга. Он небольшой. В некоторых сферах показатели Казахстана очень хорошие. По паре индикаторов Казахстан даже входит в десятку лучших стран мира. Но большого разброса показателей нет. В глобальном рейтинге Казахстан занимает 35-е место. Это достойно уважения. Это очень хороший рейтинг. Это лучший рейтинг в Центральной Азии. – Рейтинг «Doing Business» не охватывает некоторые важные для бизнеса аспекты предпринимательской среды, такие как макроэкономическая стабильность, объем рынка, состояние финансовой системы или качество человеческого капитала. Почему так происходит? – Отчет «Doing Business» охватывает ограниченную сферу вопросов, важных для бизнес-сообщества. Он не рассматривает качество макроэкономического управления. Это, конечно, важно для бизнес-сообщества. Но мы не включаем эти вопросы в отчет, есть другие организации, которые весьма профессионально эти вопросы оценивают, например, Международный валютный фонд. Это их специализация, и они исследуют качество макроэкономического управления. Мы не хотим повторять их работу. Отчет «Doing Business» имеет более узкий фокус. Отчет охватывает важные для бизнес-сообщества вопросы. Но есть много важных для бизнеса сфер, которые этот отчет не охватывает. Тем не менее в первые несколько лет отчет составлялся лишь по пяти показателям. Сейчас – по десяти. Есть еще индикатор труда, который в рейтинг не включается. Сейчас мы разрабатываем еще один показатель – государственные закупки. На сегодня положение таково, что рейтинг не охватывает всех вопросов бизнеса. – В страновом субрейтинге ведения бизнеса по регионам Казахстана охвачено лишь восемь регионов. С чем это связано? – В глобальном рейтинге «Doing Business», в котором Казахстан занимает 35-е место, учитываются показатели только по Алматы. Рейтинг основан на показателях предпринимательской среды в крупнейших городах – центрах бизнеса. Во Франции мы рассматриваем Париж, в Англии – Лондон. В странах, где население превышает 100 млн человек, мы рассматриваем два города. В России мы рассматриваем Москву и Санкт-Петербург. Страновой субрейтинг «Doing Business» проводился специально для Казахстана по состоянию показателей предпринимательской среды в восьми городах. Мы иногда проводим такие исследования для некоторых стран. Два года назад подобное исследование проводилось для Польши. Также для Испании, где мы рассматривали все крупные города по всей стране. Мы проводим такие специальные исследования в сотрудничестве с правительствами стран. Это не касается глобального ежегодного рейтинга «Doing Business». Подобное исследование весьма полезно, так как показывает состояние предпринимательской среды в других регионах, помимо Алматы. Например, для Франции рассматривается Париж, но вы можете сказать, что в других городах страны условия ведения бизнеса могут быть лучше. Например, в Лионе. Или в других городах. Но мы рассматриваем Париж. Это условие нашей методологии. Мы делаем это, исходя из того, что крупнейший бизнес-центр страны является репрезентативным для всей страны. Поскольку составление подобного рейтинга – дорогостоящее мероприятие, а мы не располагаем многомиллионным бюджетом.

– То есть на сегодня Алматы – это бизнес-центр всей страны? – На сегодня – так

Поделиться