Минфин начнет регулировать закупки Самрука, Байтерека и Казагро
Директор департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов РК Сабит Ахметов рассказал, как ведомство намерено исполнить поручение по кардинальному пересмотру подходов к регулированию закупок квазигоссектора. Министр финансов Бахыт Султанов отметил, что закупки квазигоссектора - это сфера, где возникает масса хозяйственных разногласий и споров, передает корреспондент Total.kz.
«В рамках исполнения данного поручения Министерством финансов разработан законопроект, предусматривающий законодательное регулирование закупок квазигоссектора. В частности, законопроект предусматривает четыре пункта. Первое – это определение Минфина РК уполномоченным органом по утверждению единых закупок для всех субъектов квазигоссектора. В том числе нацхолдингов «Самрук-Казына», «Байтерек» и «Казагро». Это обусловлено тем, что сейчас закупки квазигоссектора регулируются различными документами. К примеру, закупки нацхолдинга и национальной компании за исключением фонда регулируются постановлением правительства от 28 мая 2009 года. В то же время закупки группы компаний фонда «Самрук-Казына» регулируются корпоративным документом, утвержденным советом директоров. Таким образом, несмотря на одинаковую природу субъектов квазигоссектора, их организационную правовую форму, подходы к регулированию закупок у них разные.
Второе – это определение комитета внутреннего государственного аудита Минфина уполномоченным органом по контролю закупок субъектов квазигоссектора. Данная мера обусловлена тем, что сегодня отсутствует уполномоченный госорган по контролю закупок квазигоссектора.
Третье – это установление административной ответственности квазигоссектора. На сегодня ответственность как в административном, так и в уголовном кодексе для работников квазигоссектора не предусмотрена. Она лишь ограничена дисциплинарными мерами.
И четвертое – это расширение круга субъектов коррупционных правонарушений путем отнесения к ним работников квазигоссектора, ответственных за проведение закупок.
За закупками субъектов квазигоссектора предлагается создать двухступенчатую систему контроля. На первом уровне функцию контроля предлагается возложить на внутренню службу аудита в нацхолдингах и в нацкомпаниях. То есть все жалобы на действия субъектов квазигоссектора будут рассматриваться внутренней службой аудита. При этом в случае устранения нарушений, выявленных внутренней службой аудита, должностные лица нацкомпаний будут освобождаться от административной ответственности.
На втором уровне контроль будет осуществляться комитетом внутреннего госаудита Минфина на основе обращения участников закупок, которые не согласны с решениями внутренней службы аудита. При подтверждении доводов аудита и выявлении нарушения должностные лица нацкомпаний будут привлекаться к административной ответственности.
Таким образом, указаные меры, по сути, будут являться действенным механизмом досудебного регулирования споров в части обжалования решения тендерных комиссий. А также будут стимулировать членов тендерной комиссии и работников службы внутреннего аудита к принятию справедливых решений. Кроме того, внедрение двухступенчатой системы котроля закупок нацхолдинга и нацкомпаний позволит в значительной мере сократить коррупционные риски в сфере закупок и улучшить исполнение договорных обязательств. При этом важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту закона о госзакупках регулирование закупок квазигоссектора. Основная часть будет реализована в рамках закона о госимуществе в части установления компетенции Минфина по утверждению единых правил и контролю за их соблюдением. То есть для закупок квазигоссектора будут разработаны отдельные правила, которые в отличие от госзакупок будут более гибкими», – информировал Сабит Ахметов.
Министр финансов РК Бахыт Султанов отметил, что на сегодня закупки квазигоссектора регулируются различными документами. «И основная идея – это обеспечить открытость, прозрачность, подотчетность и, конечно же, доступность этих закупок для широкого круга бизнеса, потому что развитие малого и среднего бизнеса – это основной тренд, основная экономическая парадигама развития экономической политики. Потому что последние кризисы дают очередной урок в том, что надо максимально быстро создавать условия для диверсификации, что одной только крупной индустриализацией невозможно обеспечить диверсификацию экономики. И самые быстрые успехи обеспечивает сектор услуг, развитие малого и среднего предпринимательства, и в этом плане делается многое со стороны государства. В разы сокращена административная нагрузка, мы очень активно продвигаемся в рейтингах Doing Business и в рейтинге конкурентоспособности. Принимаются конкретные действенные меры, но, как говорится, всегда есть над чем поработать, и вот одно из больших направлений – это закупки квазигосударственного сектора, сектора монополистов и недропользователей, где еще возникает множество вопросов и споров», – резюмировал министр финансов РК.
ИА Total.kz