Онлайн-микрозаймы «до зарплаты» покорили рынок Казахстана

Фото: denegdozarplaty.net

Онлайн-микрозаймы «до зарплаты» стали наиболее растущим сегментом кредитного рынка по итогам 2016 года. Объем и количество займов, а также совокупный портфель основных игроков, формирующих 70% рынка онлайн-микрозаймов, показали впечатляющий рост в 3,5 раза, говорится в исследовании «Казахстанский рынок онлайн-микрокредитования: итоги 2016 года», представленном ОЮЛ «Казахстанская ассоциация ФинТех» и рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА Казахстан»), передает Total.kz.

За этот же период банки нарастили активы лишь на 7,5% и провели в кредитовании населения на 2,7%. Микрофинансовые организации (МФО) также сдали позиции: за первые три квартала 2016 года объем кредитования сократился на 18% до 98,7 млрд тенге, число выданных займов упало вдвое, до 270 тыс. единиц. В 2017 году индустрия продолжит движение вверх: объем выданных через интернет займов может вырасти на 50%. 

Онлайн-микрозаймы с долей в 0,3% практически не видны в портфеле потребительского кредитования страны. Тем не менее колоссальный прошлогодний рост и прогнозируемая положительная динамика на текущий год заставляют считаться с финтехами даже признанных скептиков. За три года с момента запуска первого сервиса оборот в секторе достиг 12,5 млрд тенге и охватил более 350 тыс. человек.

По итогам 2016 года суммарный объем онлайн-микрозаймов, выданных компаниями, занимающими в совокупности 70% рынка, вырос в 3,5 раза до 8,9 млрд тенге (2,5 млрд тенге в 2015 году), количество выданных займов достигло 239 тысяч (67 тысяч в 2015 году), а совокупный портфель по состоянию на начало 2017 года составил 3,1 млрд тенге против 914 млн тенге на начало 2016 года.

Доходы домохозяйств падают, в конце месяца люди начинают искать деньги для ликвидации кассового разрыва. Так, все участники исследования отмечают значительный рост заявок на онлайн-кредиты около 25 числа каждого месяца. Вероятно, именно в это время у клиентов заканчиваются деньги с прошлой зарплаты, а следующей ждать еще как минимум неделю. Собственное исследование компании «Займер» показывает, что львиная доля клиентов привлекает средства для оплаты банковских займов, чтобы не попасть на просрочку.

ИА Total.kz

Поделиться