Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки
29 декабря 2017 года в АО «НК «Қазақстан темір жолы» состоялась пресс-конференция по вопросам обеспечения перевозок зерна нового урожая.
Как сообщил руководитель АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков, в 2017 году погружено 8,9 млн тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении – 3,1 млн тонн, на экспорт – 5,8 млн тонн), 3,2 млн тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении – 0,8 млн тонн, на экспорт – 2,4 млн тонн), передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу АО «НК «Қазақстан темір жолы».
В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составят 13,5 млн тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тыс. тонн, в том числе на экспорт – 547 тыс. тонн.
По информации Кулакова, в этом году традиционная география рынков сбыта казахстанского зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 млн тонн), Таджикистан (1 млн тонн), Афганистан (2,1 млн тонн) и Иран (2 млн тонн).
Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились в размере 364 тыс. тонн. Выросли перевозки: в Узбекистан – на 7%, Иран – на 26%, Афганистан – на 6%. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.
Вместе с тем в направлении Ирана изменилась структура перевозимой номенклатуры зерновых культур: увеличились объемы перевозок ячменя на 63% (324 тыс. тонн), снизились объемы перевозок пшеницы на 185 тыс. тонн, которые переориентированы на рынки Центральной Азии.
«Особенностью нынешнего сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ и увеличения ставок на них в соседней стране произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке», – сказал Оралхан Кулаков.
Он подчеркнул, что в связи с разницей в закупочных ценах на приграничных с РФ территориях произошел переток зерна в Казахстан, который впоследствии переориентировался на страны Центральной Азии. В результате потребности в экспорте зерна возросли, что, в свою очередь, снизило инфраструктурные возможности центрально-азиатского региона.
Так, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии – потребителей казахстанского зерна и муки – составляет 600 тыс. тонн зерна и 200 тыс. тонн муки в месяц.
В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Так, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тыс. тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тыс. тонн муки.
Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в «склады» на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов.
Наряду с этим вследствие проводимой Узбекистаном политики накапливания запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан создается избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.
В целях оперативных решений для пропуска экспортных перевозок ҚТЖ приняло следующие меры:
организованы шаттлы-поезда со скоростью 800 км в сутки; решен вопрос с Узбекской железной дорогой по строительству дополнительных путей на участке Келес - Чукурсай, благодаря чему обеспечивается ежесуточный пропуск 100 тыс. тонн груза (26-30 пар поездов), или 3 млн тонн в месяц;. в порту Актау вновь построенный Северный терминал вышел на полную производственную мощность с перевалкой 120 тысяч тонн в месяц; Существующий флот, четыре судна АО «KTZ Express Shipping», обеспечивает вывоз казахстанского зерна из портов РК.В числе причин нехватки вагонов, как отметил Минсельхоз, стало замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.
Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Министерство сельского хозяйства внесло предложение о строительстве терминала класса «А» на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.
Вопрос инфраструктурных ограничений решается и в порту Актау, где организован сезонный мультимодальный комплекс для перевозки зерна. Данный сервис консолидирует в единую цепочку всех участников перевозочного процесса: производителей, элеваторы, операторов вагонов, трейдеров, брокеров и других.
В ҚТЖ решение вопроса видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. Так, в текущем году перевезено более 8 тыс. тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция) через новую железнодорожную линию Карс - Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО «НК «ҚТЖ» планирует произвести закуп пяти тысяч контейнеров.
В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях РК в точках выгрузки и погрузки.
Планируется привлечь дополнительный парк 2000 вагонов по рыночной цене 15 тыс. тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тыс. вагонов. Хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в «склады на колесах».
Железнодорожники внесли предложение о регулировании Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведении со стороны государства интервенций по закупке зерна, по аналогии с 2007 и 2009 годами, для сглаживания сезонных и своповых колебаний.