Машина времени в музейном зале Караганды

Фото: Total.kz

В городе открылась выставка «Соцреализм»

В Карагандинском музее изобразительного искусства начала работу выставка «Соцреализм», передает корреспондент ИА Total.kz.
Экспозиция представлена работами художников советского периода из самых разных уголков Союза. Но есть наши живописцы и скульпторы. Многие произведения неоднократно демонстрировались на самых разных выставках, но в таком ансамбле они предстали перед зрителем впервые. Выставка с первых шагов погружает в ту, уже почти забытую эпоху, словно переносит во времени. Удивительной атмосферы работникам музея удалось добиться очень простым приемом: они установили здесь раритетную радиолу Рижского завода. Она работает, и в зале, потрескивая, плывут мелодии с пластинок 60-70-х годов. Может быть, поэтому одними из первых обещали посетить выставку местные бабушки-коммунистки, случайно заглянувшие во время монтировки.
Впрочем, здесь нет назидательного идеологического напора, большинство работ являют собой чистое бытописание того времени, словно документы фиксируют детали, моду, события. Другие довольно лиричны в описании человека или места, богаты композиционно и мощны по цвету. Так, в картине М. Дмитриевской «Первый отряд» хочется рассматривать именно детали: тельняшку десантника, букетик ромашек, стройотрядовские нашивки, стайку воробьев, авоськи и рюкзаки. Работа полна молодости, жизни, оптимизма. Очень сильный коллективный портрет Н. Кучина, где изображен знаменитый психиатр  Случевский с группой своих учеников. Федор Измайлович Случевский был сыном выдающегося ученого, врача, профессора Измаила Федоровича Случевского, автора более 130 работ по психиатрии (1903-1966). Род Случевских известен еще со времен царствования Елизаветы Петровны, когда императрица даровала в середине XVII века дворянский титул их предку. Ключевая фигура на портрете – ученый, который посвятил себя служению стране и людям, воспитал плеяду достойных учеников.
Внимательные карагандинцы найдут здесь лиричную работу молодого Анатолия Билыка, ныне уважаемого аксакала, автора десятка известных памятников. Великолепное портретное сходство в скульптуре Сергея Кирова руки Юрия Гуммеля. Фигура для нашего города во многом знаковая, что еще более приятно на фоне нынешнего 80-летия Караганды. Ведь именно в 1934 году Сергей Миронович посетил строящуюся «кочегарку».
На входе гостей выставки встречает большая фоторепродукция с первыми художниками города, стоявшими у истоков создания местного отделения Союза художников. Она имеет утраты и требует реставрации. Но ценна именно своим налетом, запыленной поверхностью. Ведь иногда очень полезно обращаться к таким пластам. Это позволяет лучше понимать время настоящее, в котором все чаще не хватает места чистому и немного наивному реализму.
Руслан Телегин
 
Поделиться