Выставка Оксаны Мась: «А вместо сердца - пламенный мотор...»

Фото: total.kz

В Алматы с персональной выставкой приехала знаменитая художница

В среду в Музее искусств им. Кастеева в рамках проходящего в Алматы фестиваля современного искусства Art Bat Fes открылась персональная выставка Оксаны Мась, художника, чьи работы выставляются в самых престижных галереях мира, в том числе  Opera Gallery, Aidan Gallery etc. Сама она является участником известнейших смотров современного искусства, таких как  Венецианская биеннале, Арт Базель Майями, Armory Show NY, Fiac (Paris), Arco (Spain), Art Karlsruhe, Art Dubai, Art Moscow и т. д.

В Алматы художница впервые представила два своих новых арт-проекта – «Духовные города» и «Мандала Денс Восток». На открытии выставки, носящей название «Культурный код»,  побывал корреспондент ИА Total.kz. Ему удалось непосредственно пообщаться с художницей и узнать не только о  дальнейших планах, но и о впечатлении от Алматы и отечественных художников.

Открытие выставки,  запланированное на 18:00,  по старой доброй алматинской традиции немножко затянулось.  Пока в фойе музея собирались зрители, коих оказалось не так уж и мало, представителям прессы удалось пообщаться с художником и в спокойной обстановке оценить представленные на выставке работы, в том числе впервые представленные публике проекты «Духовные города» и «Мандала Денс Восток».

 

Со слов художницы,  главная идея выставки, в итоге и давшая ей название «Культурный код»,  -  показать наличие единого пространства в прачеловеческой цивилизации, которое является краеугольным камнем для разных культур.  Причем «я верю в то, что когда-то на планете был единый культурный код, затем его разделили государства, правители, религии. Но он сохранился в этнических рисунках, звуках музыки, вкусе кухни различных народов, пусть и находящихся в полярных точках мира. Работы из серии «Мандала Денс Восток», являющиеся основой этой выставки, - это  история про воссоединение этого кода». Второй проект, также впервые представленный автором в Алматы,  -  это серия «Духовные города».  Планировка мегаполисов будущего, рассмотреть которые можно будет только из космоса, причем составлены они только из культовых сооружений – мечетей, синагог, храмов. Это будут совершенно духовные города, соединяющие культуры всех народов.

«Я верю, что можно будет построить такие города в будущем, и поэтому выложила планировку таких городов.  Все использованные  контуры – это контуры реально существующих мечетей, а здесь представлены только города из мечетей, поскольку на этой выставке мы задали такое восточное направление. Как и в случае со вторым проектом «Мандала Денс Востока», должны они будут построены именно так, чтобы их было видно из космоса. Я романтик», - уточнила О. Мась.

Что касается второго презентованного проекта, то он состоит из стикеров авторской работы.  На одном полотне они с изображением стилизованных человеческих фигур, общим количеством 24 (по числу стран Востока), все  объединены вокруг одной Мандалы.  По замыслу автора, «непонятно, то ли люди собирают этот культурный центральный код, то ли он объединяет их возле себя…»

Такое увлечение символикой автор отчасти объясняет тем, что по второму образованию она философ и сейчас готовится к защите докторской диссертации по теме «Арт в социальных сетях».

 «Весь дом занят папками с эскизами, но реально осуществить на данный момент мне удалось только около 30 проектов», - честно признается Оксана Мась. Из всех ее замыслов воплощение находят только около 5%. 

Сейчас Оксана готовится реализовать еще один грандиозный проект  -  «Алтарь наций». Суть его в том, что каждый человек может оставить свой рисунок на ее сайте, а она позже переведет его на деревянное яйцо.  Именно из этих яиц-фрагментов создается сооружение, впервые показанное на 55-й Венецианской биеннале, уже имеющее размеры 28 метров в высоту и 55 метров в ширину. На данный момент в проекте приняло участие 280 000 человек со всего мира.

Сама выставка проходила под ритм сердцебиения человеческого сердца, что являлось не только звуковым оформлением еще одного представленного на выставке проекта - «Пересадка сердца»  - автомобильных двигателей, обтянутых натуральной кожей и инкрустированных драгоценными металлами.

От посещения Алматы, где художница оказалась впервые, и самого фестиваля Art Bat Fes у нее остались самые приятные впечатления: «Я посмотрела весь Art Bat.  Считаю, что люди, которые это делают, - Прометеи. Посмотрела ваших молодых художников  и считаю, что у вас очень хороший потенциал. Я была очень удивлена. Специально не отслеживала, но  знаю, что, например, у Азербайджана есть свой павильон на Венецианской биеннале. Я очень удивилась, когда узнала, что там нет казахстанского павильона. Это совсем неправильно. У вас есть хороший потенциал, у вас есть замечательные художники – это нужно выставлять.  Что касается самого фестиваля: к сожалению, о нем очень мало информации. Я считаю, что уровень его будет расти с каждым годом, но ему необходима поддержка со стороны государства». 

Всего на выставке представлены 5 проектов художницы. Выставка продлится в музее Кастеева до  20 сентября.

Сергей Алексеенок

Поделиться