В разжигании вражды между суннитами и шиитами заинтересованы лидеры ИГИЛ

Фото: из личного архива Аширбека Муминова

В зарубежных СМИ стали все чаще поднимать проблему суннито-шиитского противостояния на Ближнем Востоке, которое якобы может перерасти в вооруженное столкновение. В качестве одной из главных причин противостояния некоторые эксперты называют снятие санкций с государства Иран и как следствие обесценивание стоимости нефти. Однако, по мнению доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Аширбека Муминова, на проблему нужно смотреть гораздо глубже. Раскол в исламском мире выгоден, прежде всего, представителям различных экстремистских организаций и деструктивных религиозных течений. Об этом он рассказал в интервью ИА Total.kz

- Аширбек Курбанович, для начала расскажите, какие принципиальные различия существуют между шиитами и суннитами?

         - Исторически сложилось, что в ходе гражданской войны (фитна) исламский мир поделился на хариджитов, шиитов и суннитов. Причем по сравнению с суннитами шииты составляют меньшинство. Данное направление в исламе получило свое название от «ши‘а» (от арабского слова «ши‘а» – фракция, партия, последователи), что означает сторонников халифа ‘Али (656-661), двоюродного брата и одновременно зятя пророка Мухаммада. Шиизм появился в результате самого большого раскола в мусульманской общине (умма), когда ее члены не смогли договориться по вопросу о преемнике убитого халифа ‘Османа (644-656). Часть сподвижников настаивала на кандидатуре от хашимитов (иначе «ал ал-байт», члены дома пророка Мухаммада), а другая – от ‘абдшамситов (иначе суфйанитов, родственников халифа ‘Османа). Все это общеизвестные исторические факты. Со временем у шиитов постепенно сформировались учения со своими, отличительными от суннитов чертами: обособленная догматика, где большое значение придается почитаемым имамам, собственная система священных преданий – ахбар, толкование Священного писания, в котором больше простора представляется методам аллегорий и иносказаний и т.д. Многие шиитские богословы признают гибкость своих учений, мировоззрения. Все-таки главным в шиизме осталось следование определенным имамам из числа потомков ‘Али, зятя и родственника пророка Мухаммада. Это было бомбой замедленного действия в политизации шиитского учения и движения. Так как среди потомков ‘Али появилось множество кланов, среди шиитов произошли многочисленные расколы. Шииты сами неоднородны по составу и учению.

Несмотря на существование некоторых догматических, ритуальных, религиозно-правовых и иных расхождений, сунниты и шииты на большом отрезке истории, в разных историко-культурных регионах мусульманского мира (Сирия, Ирак, Ливан, Йемен, Иран и др.), в крупных городах сосуществовали мирно, проживали бок о бок. Потому что между этими направлениями в исламе больше тождества, сходства, параллелизма, нежели различий и расхождений: Коран и Сунна Пророка.

Однако ахиллесовой пятой такого сосуществования, братства были и остаются политика и политики. Время от времени появлялись умелые лидеры и династии, которые эти сложившиеся в ходе исторического процесса расхождения превращали в инструмент для достижения своих корыстных целей. Так поступали в далекой и недавней истории Исма‘илиты, Карматы, Османские султаны, Сефевиды и многие другие. От их коварных масштабных планов и действий страдали простые, мирные мусульмане, превращенные в орудие в чужих руках.

 - Какова роль признанной террористической во всем мире, в том числе и в Казахстане, организации ИГИЛ в нынешнем усилении суннито-шиитских разногласий?

- Главная ставка ИГИЛ делается на разжигание межэтнического и межконфессионального конфликта глобального уровня. По данным ООН, езиды-христиане, туркмены, курды, большинство которых составляют шииты и сунниты, подвергаются уничтожению, включая массовые казни, этническим чисткам, что в международном праве квалифицируется в качестве геноцида и преступления против человечности. Среди разрушающих факторов нагнетанию суннито-шиитского противостояния придается первостепенное значение. Первичный анализ происходящих событий указывает на исторический тип «мышления», университетскую подготовку «составителей» сценариев по возрождению «перманентных конфликтов» между суннитами и шиитами. В результате создается впечатление о том, что все это происходит якобы на основе антагонистических религиозных противоречий, исторически законсервированных разногласий между суннитами и шиитами.

Поэтому в целях достижения искомых результатов со стороны ИГИЛ в социальных медиа размещаются короткометражные видео и другие публикации шиитов, где они яростно проклинают видных сподвижников пророка Мухаммада и восхваляют Али и других шиитских имамов. Такие провокационные публикации порождают гнев и ненависть со стороны верующих суннитского направления ислама. На наш взгляд, это целенаправленная деятельность, провоцирующая и разжигающая суннито-шиитский конфликт среди широких масс, особенно неосведомленной молодежи. Формально сторонники ИГИЛ выступают за свержение власти президента Башара Асада и его окружения, состоящего из алавитов, представителей одного из ответвлений шиизма. На самом деле они запускают механизм открытого противостояния суннитского и шиитского направлений ислама. Это может усилить и ускорить процесс радикализации все больших религиозных масс, большей дестабилизации общей ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

 - Получается, ИГИЛ умело использует былые разногласия для разжигания всеобъемлющего конфликта среди мусульман. Каковы факторы и составляющие их успешной пока подрывной деятельности?

- Не случайно, что террористическая группировка ИГИЛ выбрала для инициации своей деятельности те районы, где издавна в тесном контакте проживают сунниты и шииты. Под лозунгом борьбы с притеснениями, за историческую и социальную справедливость они сумели переманить в свои ряды тех недовольных, кто имеет размытое представление о природе, истории и теоретических положениях шиизма и суннизма. Они сделали ставку на эксплуатацию нескольких постулатов: 1) априорная вера малообразованного человека в истинность и непоколебимость идеологических и псевдорелигиозных положений «новообъявленных друзей»; 2) ореол «освободителя», быстро спасающего верующих именно этого направления от притеснения «злых сил»; 3) искусное разжигание ненависти на религиозной почве с использованием новейших технологий.

По сути, террористическая группировка ИГИЛ смогла синтезировать в состав своего учения и своей практики все выгодные для его подрывной деятельности положения различных течений и направлений ислама. В итоге такое искаженное толкование основ ислама породило отряды агрессивных и озлобленных преступников, действия которых противоречат самому духу исламской религии, призывающей к миру и гуманизму.

Нужно признать, что разобщенность мусульманской уммы, наличие нетрадиционных и радикальных течений, чрезмерный консерватизм на фоне низкого уровня религиозной грамотности дают возможность террористическим организациям перенести борьбу за материальные богатства и междоусобные войны отдельных экстремистских групп в стимулирование суннито-шиитского противоборства мирового уровня. Подводя итоги, можно прийти к выводу о том, что ИГИЛ является третьей стороной, кровно заинтересованной в разжигании вражды между суннитами и шиитами.

 - Какие меры стоит принять для предостережения нашего общества от угроз и последствий этого внешнего конфликта?

- Возникновение и последующая радикализация религиозных группировок не способствуют разрешению конфликтов и разногласий. Стоит помнить, что ислам, как и все мировые религии, нацелен на поиск путей компромисса, примирения, консолидации и социализации. Он не приемлет раздоров и конфликтов. Вера и единство – вот ключ к благополучию, миру и согласию.

- Аширбек Курбанович, спасибо за интересное интервью!

Айнур Коскина

Поделиться