Более 60% казахстанских учеников сталкивались с насилием в школе
Почти четверть учителей призналась в применении различных форм насилия над детьми
В Казахстане в 2012 году с различными формами насилия в школах сталкивались две трети учащихся, передает «Интерфакс-Казахстан». Таковы результаты исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и казахстанским учреждением уполномоченного по правам человека в 40 государственных школах в четырех регионах Казахстана.
В анкетировании приняли участие порядка 3 тыс. учащихся 5-10-х классов, а также работники школ.
«Опрос показал, что каждые два из трех детей (66%) столкнулись со школьным насилием и дискриминацией в прошлом году», - сказала международный эксперт ЮНИСЕФ Робин Хаар на «круглом столе» в среду в Астане, представляя отчет о проведенном исследовании.
По ее данным, 63% всех опрошенных были свидетелями насилия, 44% - жертвами, 24% - обидчиками.
При этом 36% свидетелей и 26% жертв насилия не сообщили никому о произошедших фактах, и только 12% свидетелей и 8% жертв рассказали об этом школьной администрации.
«Трое из четырех (74%) учителей стали свидетелями таких фактов. 50% школьного персонала сообщили, что обидчики насилия никогда не наказываются», - заметила эксперт.
Вместе с тем каждый четвертый ребенок (24%) сообщил, что учителя прибегали к методам насилия или дискриминации в их отношении.
Исследование показывает, что дети, которые занимались когда-то самовредительством и имели склонность к суицидальному поведению, также значительно чаще становились свидетелями (93,4%) и жертвами (83,1%) школьного насилия и дискриминации со стороны других детей. Они же почти в три раза чаще подвергались насилию и 5 раз чаще - дискриминации со стороны директоров и педагогов школы.
Согласно исследованию, 22% школьного персонала признались, что применяли насилие в отношении детей, каждый третий учитель стал свидетелем того, как другие педагоги применяли такие методы в целях поддержания дисциплины. В некоторых случаях учителя заставляли детей убираться в комнатах, туалетах, на игровых площадках.
Р.Хаар отметила, что под школьным насилием предполагается психологическое и физическое насилие, вымогательство, оскорбления, притеснения сексуального характера, кибер-буллинг и дискриминация.
По ее словам, выводы исследования показывают, что насилие в школах является серьезной проблемой в Казахстане.
В этой связи ЮНИСЕФ в своих рекомендациях подчеркивает, что правительству республики необходимо на законодательном уровне принять нормы, запрещающее в школах все формы насилия и дискриминации в отношении детей, включая телесные наказания и другие формы жестокого и унижающего достоинство наказания.
Также необходимо обязать учителей и детей информировать о подобных фактах, обеспечить меры эффективного реагирования на факты насилия, улучшить сотрудничество педагогов с родителями. При этом необходимо разработать меры поддержки жертвам насилия и свидетелям, рекомендуют в ЮНИСЕФ.