Частных извозчиков хотят взять под контроль
Общественники предлагают навести порядок с частными таксистами
Общественники предлагают частным извозчикам покупать лицензии, следить за состоянием своих машин и проходить медицинское освидетельствование, передает корреспондент ИА Total.kz. Как рассказал нам президент Фонда безопасности движения на транспорте Геннадий Баклайкин, сейчас таксисты-частники работают совершенно бесконтрольно и никому не подчиняются. С этим нужно что-то делать, считают общественники.
– Вообще картина по частным извозчикам получается очень интересная. Приведу тебе такие цифры: по официальным данным, сейчас в Казахстане эксплуатируется 4,5 миллиона автотранспортных средств. Из них 89% принадлежит индивидуальным владельцам. Из этого огромного числа количество легковых автомобилей со сроком эксплуатации до семи лет составляет всего 576 243 единицы.
Это всего 13% от общего числа частных легковых машин! Остальные 87% машин можно уже назвать старыми. Им куда больше, чем семь лет. Да ты наверняка сам пользовался услугами таксистов-частников и видел, на каких машинах они возят людей. Они чуть ли не на ходу разваливаются, двери плотно не закрываются, ремни безопасности просто для видимости болтаются. Поэтому, я считаю, тут нужно наводить порядок.
– Геннадий Петрович, ну если вы собираетесь так плотно браться за частных извозчиков, то первой и вполне оправданной реакцией с их стороны будет резкий рост цены проезда. Как в такой ситуации быть?
– Думаю, придется платить. Зато будет гарантия того, что ты без эксцессов доберешься из пункта «А» в пункт «Б». Ты же знаешь, что сейчас большинство автовладельцев, живущих на незначительном расстоянии от Астаны или Алматы, ежедневно занимаются частным извозом. Но никакого контроля над ними практически нет! Сейчас получается, что ни работники административной полиции, ни сотрудники налоговых служб не могут контролировать частных извозчиков. Ведь они не имеют никаких лицензий или патентов на осуществление пассажирских перевозок.
Мало того, такими таксистами совершенно не соблюдается режим труда и отдыха, нет никакого контроля состояния здоровья и технического состояния машин, на которых они возят пассажиров. Вообще, постановлением правительства от 2 июля 2011 года за номером 767 были утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Но в этом документе совершенно никак не затронуты частные извозчики!
– Скажите, вы уже обращались со своим предложением к чиновникам профильных ведоств?
– Ну конечно! Свои предложения мы уже отправляли и в правительство страны, и депутатам парламента, писали в Министерство внутренних дел, отправляли запросы в Министерство транспорта и коммуникаций. Однако до сих пор наши предложения остаются без внимания. Я считаю, что на законодательном уровне необходимо установить порядок осуществления перевозок пассажиров владельцами частных машин.
Для начала водителям, которые возят на принадлежащих им машинах пассажиров, необходимо было бы иметь лицензию или патент, выданные налоговыми органами. Ну а в областных центрах или крупных городах можно создать сеть диспетчерских пунктов. На этих пунктах выдавали бы водителям путевые листы на период их деятельности – день, неделя или месяц. Еще хорошо бы посадить в таком пункте врача, который бы при выезде водителя в город проверял бы его.
Серьезный вопрос – прохождение техосмотра. По распоряжению главы государства коммерческий транспорт должен проходить техосмотр два раза в год. Но частные извозчики проходят его раз в год на общих основаниях с теми, кто не зарабатывает деньги частным извозом.
– Это все, конечно, замечательно, но на что будут тратиться деньги, которые поступят в качестве платы за такую лицензию, и что в итоге получат простые горожане?
– Помимо обеспечения безопасности и какого-то контроля сейчас полностью бесконтрольных частных извозчиков, необходимо будет создать и мобильные передвижные пункты. Помимо проверки работы водителей, эти пункты смогут оказать и техническую помощь при поломке посреди дороги. Получится такая своеобразная техпомощь, специалисты которой придут на выручку в сложной ситуации.
Ну а простым пассажирам это даст уверенность в том, что они садятся в более-менее безопасную машину и смогут без приключений доехать, куда нужно. Конечно, цена проезда в таком случае вырастет, но я не думаю, что на много.