Чего боится аким ЗКО Алтай Кульгинов?

Фото: Уральской недели

Закрытость становится отличительной чертой наших чиновников. Но если в центре с ней еще как-то пытаются бороться, особенно после гневной тирады президента, что министры от журналистов бегают, то в регионах творится все, что угодно тому или иному бастыку. И, как правило, чем тщательней бастык отгораживается от прессы и общества, тем больше у него того, что он хотел бы оставить в тени, скрыть. Не столько от народа, сколько от Астаны, где по голове явно не погладят. Особенно если ты из молодых да ранних.

Одним из таких «теневиков», выходящих под свет софитов лишь тогда, когда вокруг проверенная пресса, прочно посаженная на иглу госзаказа, является самый юный аким областного значения (родился в январе 1978 года – прим. Total.kz) Алтай Кульгинов.
Экс-руководитель Уральска, в марте этого года пересаженный в кресло повыше – акима Западно-Казахстанской области, свое назначение на новую должность обставил так, что ни один из сотрудников СМИ, не работающих по государственному заказу, не попал на церемонию. Которая, по сути, являлась рядовым совещанием, и о ней было известно всем из информационных лент.
Тем не менее Кульгинов решил пойти на скандал в самом начале своего нового карьерного периода, но не допустить, чтобы что-то, произнесенное тогдашним премьером Каримом Масимовым, приехавшим в Уральск представлять нового вождя региона, достигло ушей «непослушных» журналистов. При этом в карьере Кульгинова есть период, когда он работал в республиканском медиахолдинге на должности заместителя генерального директора и не мог не знать, что журналист, куда-либо не попавший по явно незаконной причине (а препятствование работе журналиста – это незаконно), весьма огорчится и от огорчения напишет и то, что было, и то, чего не было. То есть поднимет скандал, который непременно скажется на имидже. Приступая к новой должности, творить такое можно, если тебе кровь из носу надо скрыть подробности мероприятия.
Возможно, Алтай Кульгинов боялся, что премьер станет задавать неудобные вопросы относительно его работы, а точнее, недоработок в качестве акима Уральска. Если ориентироваться на мнение уральцев, прокомментировавших на интернет-сайтах весть о назначении Кульгинова акимом области, то оно звучит так: в Уральске за три года ничего не сделал и в области не сделает.
Первое совещание нового премьер-министра Бакытжана Сагинтаева в какой-то мере подтвердило мнение уральцев. Акима Кульгинова спросили на предмет самых низких по республике показателей освоения средств на строительство арендного жилья для молодых семей – всего 66% и на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 56%.
Акиму Кульгинову пришлось кормить правительство завтраками – мол, осваиваем рекордными темпами, скоро завершим, все под контролем: «На 1 сентября текущего года подведение ИКИ составило всего 56%, сейчас уже 73%, в октябре достигнем 100%. Жилье готово. Что касается коммуникаций, сейчас подведены электричество, канализация и газ. Продолжаются работы по водоснабжению и благоустройству. До 15 октября мы завершим эти работы. Освоение и выполнение госпрограмм у нас находятся на особом контроле».
А по сути же все недолгое время своего руководства областью Алтай Кульгинов скрывался от независимой прессы и параллельно старался выстроить себе имидж открытого для общества, эдакого своего рубаху-парня.
Следуя модному тренду, он прокатился на велосипеде в колонне специально согнанных на велопробег граждан. Совершая дежурные поездки по своей вотчине, не упустил случая взобраться на комбайн, чтобы прокатиться и на нем.
А тем временем в ЗКО уже несколько месяцев тлеет тихий скандал, старательно не выпускаемый на республиканский уровень. Дело в том, что в середине лета жители Зеленовского района забили тревогу: в местной уникальной реке Ембулатовке начался мор рыбы. Сельчане обвинили в этом нефтяников, которые, по их мнению, слили отходы в реку, кормившую местные рыбоведческие хозяйства. Более того, через какое-то время в районе начался падеж скота.
Долгое время природоохранная прокуратура области отбивалась от журналистов железобетонной отговоркой про еще не сделанную экспертизу «мертвой» воды. Настолько долгое, что общественность сама обратилась к экспертам. В Оренбургской лаборатории однозначно подтвердили, что сброс нефтепродуктов в реку был, и мор животных и рыбы произошел именно по причине наличия в составе воды значительного количества вредных веществ. Об этом сообщило местное издание «Уральская неделя». Журналисты даже предоставили документы с результатами экспертизы. Cудя по последствиям трагедии в Мексиканском заливе, где также произошел огромный разлив нефти, эта экологическая катастрофа представляет серьезную опасность и для здоровья людей. Масштабы сброса нефтепродуктов, конечно, несопоставимы, но, как видим, фауне Зеленовского района хватило и этого.
Казалось бы, нетрудно догадаться, каким был ответ департамента экологии Западно-Казахстанской области. Однако подчиненные Кульгинова переплюнули, кажется, всех в своей циничности. Начальник этого департамента Ербол Куанов наконец-то объявил, что река заражена коммунально-бытовыми отходами. Слова главного областного эколога разлетелись, как горячие пирожки, по всем казахстанским СМИ. То есть вы, жители района, сами виноваты в экологической катастрофе! А то, что там нефтепродукты, так это не надо в канализацию шампунь сливать: «Есть разница между нефтепродуктами и нефтяными отходами, даже в бытовых стоках имеется шампунь и гели для душа, они содержат нефтепродукты, а нефтяные отходы это те вещества, которые образуются в процессе нефтедобычи. А по результатам нефтяных отходов в Ембулатовке нет…».
Отгородив себя и своих подчиненных от прессы и общества, г-н Кульгинов привлекательного имиджа себе не создал, но получил иллюзию, будто сможет жить, не опасаясь неудобных вопросов и порицания за недостатки в работе. Однако такие иллюзии всегда рушатся внезапно под давлением накопившихся проблем. Другое дело, что эти же проблемы вредят простым гражданам. На которых, по идее, и должен работать аким.
ИА Total.kz
Поделиться