Что думают казахстанские клерикалы о религии в школах

И нужно ли учащимся обязательное религиозное воспитание

События последних недель – перестрелка в Актобе, самоподрыв группы экстремистов в пригородах Алматы и поджог офиса сирийского консула, в котором тот подозревает последователей радикального ислама – вновь ставят в казахстанском обществе вопрос о религии: что же это такое  - опиум для народа или путь к его духовному возрождению? Любопытно, но на первый взгляд заточенные на получение максимальных благ материального мира казахстанцы оказались весьма религиозным сообществом, опять-таки, если верить социологам. По данным Института политических решений в 2011 году почти 94 процента опрошенных респондентов отнесли себя к той или иной религии. Из них более шестидесяти трех процентов исповедуют ислам, еще треть - христианство и лишь шесть процентов казахстанцев считают себя атеистами.

Однако при том, что главные мировые религии - мирные и созидательные, проповедующие основные человеческие ценности - любовь и уважение к ближним, взаимовыручку и прочие добродетели, - на земле то и дело появляются различные религиозные течения, адепты которых сеют смерть и разрушение. И среди них не только так называемые исламисты. Например, в Уганде, вот уже двадцать лет бесчинствуют христианские фундаменталисты из Армии сопротивления господа. Ее бойцы  вырезают целые деревни, уничтожают «чужие» религиозные миссии и иногда даже практикуют каннибализм. Или буддистские общины Мьянмы, которые периодически  «геноцидят» проживающее в этой стране мусульманское меньшинство.

Между тем, большинство экспертов, изучающих мотивы, по которым люди, отвергая «правильные» религиозные установки, хватаются за оружие и крушат все на своем пути, называют две основыне причины такого поведения: бедность и духовная безграмотность. Когда обе  соединяются в одной личности, мы получаем очередного религиозного фанатика. Вот мы и решили спросить представителей разных религиозных конфессий, раз уж пока общества всеобщего благосостояния построить не удается, может, все-таки стоит ввести в казахстанских школах религиоведение в качестве обязательного предмета?  

Геннадий, епископ Каскеленский, ректор Алматинской православной духовной семинарии:

- Я не готов говорить о необходимости религиозного воспитания, но совершенно очевидно, что в казахстанских школах должны преподаваться основы – самые элементарные знания о религии, культурологического плана. Что собственно, сейчас и происходит. Не следует делать второй шаг, не сделав первого. На сегодня наши школьники имеют крайне слабые представления о традициях вообще, и поэтому легко попадают под воздействие исповедующих экстремизм виртуальных муфтиев, и всевозможных, в том числе псевдохристианских сектантов. Бороться с этим можно только с помощью религиозного просвещения, именно культурологического плана.

Агабек Сыдыков, пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК):

- Сейчас в школах Казахстана ведется предмет «Основы религиоведения», где детям рассказывают об истории возникновения религий. Это предмет для старших классов, и учебное пособие разрабатывалось коллективом авторов под руководством сенатора Гарифоллы Есима. Мнение Управления при его составлении также учитывалось.

Галина Голоус, Религиозное объединение «Общество сознания «Кришны»:

- В обязательном порядке не нужно, но для общей информации изучать надо. А вот литература, по которой детям будут преподавать религиоведение, – это предмет обсуждения. У нас нет хороших книг, которые написали бы хорошие религиоведы. То есть нет таких учебников, которые правильно осветили бы все религии. Вот в этом есть проблема. Потому что та книга для 9-го класса, которую написал сенатор Гарифолла Есим, она вообще не соответствует действительности, она политизированная. И те, кто написал ее – его команда - они не являются религиоведами. Это историки  и философы. И если этот предмет будет, то необходимо учить общему обзору. То есть не завлекать в какую-либо религию, а изучать ее как историю.

Эльханан Коген, Главный раввин г Алматы:

- Мы считаем, что этот предмет не должен быть обязательным, если родители ребенка или религия запрещает. И у родителей, и у самого ребенка должна быть возможность отказаться от изучения религии.

Автор: редакция Total.kz

Поделиться