Эксперты: Новый УПК развязывает руки казахстанским силовикам

Проект нового Уголовно-процессуального кодекса идёт вразрез с защитой прав и свобод граждан, утверждает Республиканская коллегия адвокатов

Проект нового Уголовно-процессуального кодекса идёт вразрез с защитой прав и свобод граждан, утверждает Республиканская коллегия адвокатов (РКА). По мнению членов коллегии, нововведения направлены, прежде всего, на «необоснованное расширение прав органов уголовного преследования».

Как сообщает пресс-служба РКА, в частности, свои опасения адвокаты связывают с предлагаемым упразднением стадии возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. «Её отмена создаст условия для неконтролируемого произвола со стороны органов уголовного преследования, как в отношении граждан, так и против субъектов финансово-хозяйственной деятельности», - утверждают в коллегии. Как отмечают сами юристы, «сегодня доследственная проверка служит некой гарантией от необоснованного применения мер уголовно-процессуального принуждения». Говоря простым языком, одного лишь заявления о якобы имевшем место преступлении будет достаточно, чтобы следственные органы получили право проводить обыски, задержания, прослушивать телефонные переговоры, налагать арест на имущество. Все это может окончиться «массовыми необоснованными вторжениями в сферу экономических отношений, частной жизни и последующими нарушениями фундаментальных прав человека».

Второй спорный блок вопросов касается санкционирования следственных действий. В законопроекте УПК прокуроры предлагают оставить право санкционирования за своим ведомством, а это иначе как неприкрытым лоббированием интересов самой прокуратуры назвать нельзя, считают адвокаты. По их мнению, при совершенствовании законодательства руководствоваться нужно не интересами отдельных, и без того всесильных ведомств, а интересами граждан, поэтому санкционирование следственных действий, связанных с вторжением в сферу частной жизни, права собственности или личной свободы, необходимо оставить за судом. Также в своем обращении, направленном, в частности, в Генеральную прокуратуру, Республиканская коллегия адвокатов поднимает вопрос о профессиональном статусе самих защитников.

«Обращения защитников нередко либо просто игнорируются, либо удостаиваются формальной отписки. На нарушения прав обвиняемых и их адвокатов закрывают глаза как органы прокуратуры, так и суды. Более того, адвокаты становятся объектами преследования со стороны своих процессуальных оппонентов. Нарушаются гарантии независимости адвокатуры. Известны вопиющие факты производства обысков в офисах адвокатов, попыток изъятия документов, содержащих сведения, относящиеся к адвокатской тайне. В отношении адвокатов осуществляются специальные оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие не только конфиденциальность их работы, но и неприкосновенность частной жизни, - говорится в письме.

Адвокаты просят законодательно регламентировать процедуру сбора доказательств стороной защиты. Весьма внушительным выглядит список предложений касаемо гарантий неприкосновенности адвокатов при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Речь ни много ни мало идет о введении особого порядка возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов. Кроме того, РКА предлагает запретить прослушивание и запись телефонных переговоров адвокатов, любое вторжение в служебное помещение либо жилище адвокатов, привлечение адвоката к негласному сотрудничеству с органами следствия. Также адвокаты просят регламентировать их допуск к участию по делам, связанным с госсекретами. Истребование «специального допуска» от органов нацбезопасности в подобных делах адвокаты называют не иначе как «антиконституционным». Авторы обращают внимание на то, что сегодня в помещениях правоохранительных органов и судов введены «дискриминационные ведомственные ограничения», запрещающие адвокатам свободно входить в здания, несмотря на осуществление последними своих профессиональных обязанностей.

При этом в РКА отмечают, что адвокаты поддерживают по ряду вопросов прокуратуру. Это касается норм, предусматривающих расширение судебного контроля, введение должности следственного судьи, отказ от возвращения дел из суда на дополнительное расследование и другое.

 
Поделиться